На Кировск я облизывался давно: приятели ездили, возвращались в восторге. Была цель покататься, положить в копилку ещё один интересный регион, а главное - попытаться сэкономить: европейские ценники на новогодние каникулы навевали тоску и мысли о несовершенстве. С детства была ещё мечта посмотреть полярное сияние, но это ожидалось больше приятным бонусом, чем целью путешествия.
Я стараюсь не писать негативных отзывов, поэтому если какие-то детали покажутся негативными, прошу воспринимать их с улыбкой. Честно-честно, всё было просто замечательно! Покатушки прекрасные, городок уютный и симпатичный. Но встретились нюансы, которые следует отметить не с грустью или злобой, а так, с небольшой добродушной досадой... Это место однозначно достойно посещения. Весной думаю сюда вернуться.
ДОРОГА
В Кировск можно прилететь 1-2 раза в день, но туда летает единственная авиакомпания Северсталь на маленьком 50-местном самолётике, поэтому, во-первых, горные лыжи к перевозке могут не принять (нужно звонить заранее и заявлять), а во-вторых, с ценником авиакомпания не стесняется. Перелёт обошёлся бы в 32 000 рублей туда-обратно за два с половиной часа полёта, поэтому пришлось улыбнуться и пожелать авиаторам мягкой посадки. Можно лететь до Мурманска и 4 часа ехать до Кировска, но под новый год и тамошние перевозчики не стеснялись.
У РЖД бывают распродажи, билеты надо ловить. Вначале поймались обратные билеты: плацкарт дополнительного поезда за 2500 руб из Москвы при обычной цене 5600. Но туда были места только в фирменной "Арктике", ценник на которые заставлял подумать, что, может быть, авиаторы не так уж и плохи? Наконец, был назначен дополнительный поезд Москва-Апатиты, на который в полночь открылись продажи. Конечно, ожидать от дополнительного поезда приличных условий не приходилось: сортир с педалькой, вода из окон, деревянные полки, санитарные зоны по всему маршруту, всё облезлое и ободранное... Но оно ехало, внутри было тепло, кипяток превращал пакетик доширака в подобие съестного, а бабушки на станциях, как в стародавние времена, торговали картошкой и котлетами. 31 час пути промелькнул незаметно, хотя разделив расстояние на время в пути, получаем среднюю скорость 57 км в час. Чуть медленнее хорошей лошади, чуть быстрее сильного велосипедиста. "Скорый поезд", мать их!
Из Апатит в Кировск можно доехать только на такси, стоит это 450 - 500 рублей, ехать полчаса.
ПОКАТУШКИ
В регионе есть несколько горнолыжных анклавов. Скипасы с одного на другом не действуют. Самым большим является "Большой Вудьявр" прямо в городе,именно там я и катался. В первый же день мы познакомились с замечательными соседями по гостинице, и дальше времяпровождение вполне описывается, как "мы", а не только "я".
Большой Вудьявр представляет собой одну большую гору, с вершины которой на две стороны скатываются несколько десятков трасс. В основном трассы красные - даже, если на схеме заявлены синие, то уклон у них довольно ощутимый. Характер трасс - настоящие горы (не холмы, не сопки), перепад высот больше полукилометра, а длина доходит почти до 3 километров. Есть широченные выкаты, есть несколько узких траверсов, но на всех трассах уклон является непрерывным. То есть, скатываясь, приходится непрерывно работать. Полярный снег довольно влажный, очень плотный, отлично скользит и в бугры почти не собирается. Это, конечно, не альпийский пухляк, но очень качественно приглаженный "вельвет". Катание очень комфортное, тем более, каждую ночь склоны приводят в великолепное первозданное состояние.
Схема трасс Большого Вудьявра
Подъёмник из города по северному склону - гондольно-кресельный, 6-местные гондолы и 6-местные кресла чередуются. Зона посадки в гондолу довольно короткая, поэтому часто успевают запрыгнуть только 3-4 человека. Впрочем, очередь движется довольно быстро, больше 10 минут я ни разу не стоял. Обычное время ожидания 3-5 минут. Все склоны освещены, потому что, с учётом полярной ночи, катание в основном получается ночным. Публика здесь не сильно привычная к комфорту, поэтому подъёмник часто останавливается, когда кто-то не отпускает гондолу, бежит за ней, открывая руками уже закрытые двери. Это же последняя гондола на Москву, "А-а-а-а!!!", и падают на ограничитель, и цепляются снаружи под квадратные глаза охранников. А на шестиместную креселку некоторые садятся, встав к ней лицом, залезая на колени на кресло, обняв спереди сноуборд, а сзади свисает рюкзак. Естественно, подъёмник резко останавливают, отчего висящие в гондолах на середине подъёма смотрят друг на друга в ожидании, кто первым покажет, чем пообедал...
Подъёмник из города
Для начинающих имеется учебный склон с крытым "лягушатником", в качестве учебного можно использовать и самую нижнюю часть последнего склона, выходящего к гондольному подъёмнику, только подниматься на него нужно будет пешком. Это хорошо просматриваемый пологий выкат, для новичков - то, что нужно.
Нижняя часть 17 склона
Лягушатник
Белое древо
Центральный офис, он же пункт проката, касса и камера хранения
При входе в зону северного склона расположен главный офис, там касса, камеры хранения, ски-сервис, пункт проката и киоск с сувенирами. Как оказалось, это место для покупки сувениров - самое лучшее, цены ниже, ассортимент выше, хотя и там небогато.
Камера хранения стоит 300 рублей в день за большой ящик или 200 руб за маленький. Если не хочется таскать лыжи с собой, можно оставить их в большом ящике за 300 руб в сутки. Посчитав и попробовав маленький ящик, мы сделали вывод, что платить за камеру хранения вообще не нужно: из гостиницы выходим с расчехлёнными лыжами и во всей амуниции, в таком виде садимся в такси, так катаемся, так же и возвращаемся.
На южном склоне трасс больше, а попасть туда можно, спустившись по длиннющему красно-синему траверсу №9 с вершины, куда поднялся из города. Подъёмники на южном склоне в основном бугельные (встречаются и "швабры", и "тарелки"), есть одна креселка, которая возвращает на вершину для спуска по северному склону в город. Скипас действует на обе стороны, северную и южную. Один из самых уютных склонов №2 идёт вдоль длинного бугельного подъёмника. Это двухкилометровый ровный широкий спуск, где можно оттачивать технику. Внетрассовое катание не рекомендовано из-за напряжённой лавинной обстановки, но фрирайдеры довольно часто встречались.
Трассы южного склона
На новый год в Кировске полярная ночь с маленьким полярным утром и десятиминутным вечером. Солнце не встаёт из-за горизонта, но если подняться на гору, можно встретить рассвет. Главное, ухватить эти пять минут и оказаться на вершине. Облака далеко внизу.
Полярный рассвет
Полярный закат
Бывает, что гору за несколько минут окутывает огромное плотное и мокрое облако. Тогда катание становится некомфортным: ничего не видно, теряется ориентировка в пространстве, а главное - мокрый холод пробирает до костей. В такое время приятно выпить чаю в одном из двух кафе (внизу северного и южного склонов). А вот с едой сложнее. Конечно, еда присутствует, но, во-первых, это фаст-фуд, который в лучшем случае разогреют, во-вторых, порции очень маленькие, а в-третьих, ценник вполне соответствует словам "дорогой курорт". Чай из пакетика стоит 55 рублей (увесисто, но пока вменяемо), а вот небольшой хот-дог уже 200. От 200 до 300 рублей стоят и "роллы", то бишь, мини-шаурма (очень-очень "мини") с салатно-куриной или сосисочной начинкой. За конвертик жареной картошки надо отдать 165 рублей. В общем, рублей на тысячу можно пообедать, вспомнив Макдональдс. Каждый день так есть, конечно, не хотелось. Но и такой еды чаще всего не достанется, т.к. за малым количеством заведений и посадочных мест в них, как минимум очередь будет на полчаса, а скорее всего, ещё и мест не окажется. За порядком в кафе ревностно следит уборщица: постоянно ходит, контролирует с хмуро-озабоченной физиономией, кто что ест, не передвинул ли кто-нибудь вешалку или не нарушил ещё какой-нибудь порядок.
В общем, берём перекус с собой, если есть - берём термос, очень пригодится. И идём есть и пить в пункт проката, где есть лавочки.
Кабак на склоне внутри и снаружи
Что мне снег в летний зной, что мне виски разливной, когда мои друзья со мной!
ГОРОДОК КИРОВСК
Представьте себе маленький уютный рабочий посёлок, где тихая и размеренная жизнь сочетается с отлаженным механизмом сменной работы в шахтах. Утром рабочих собирает шахтёрский автобус, по дороге домой они заглядывают в сетевой продмаг "Дикси" или "Магнит", работающие в городе люди захаживают в большую городскую столовую, а вечером страждущие пива и общения собираются в замечательном ресторане "Бар Баревич". В выходные кто-то может доехать до соседних Апатит, куда утром любезно отвезёт рейсовый автобус, а вечером любезно заберёт, так и ездя дважды в день.
А вот теперь представьте, что в этот посёлок запихнули несколько шикарных горнолыжных курортов, а ещё совершенно внезапно туда припёрлись тысячи туристов. Представили? Инфраструктура города встала на дыбы и заплакала...
1. Общественного транспорта общего пользования в городе нет, как класса. Те автобусы, что ездят несколько раз в день, погоды не делают, т.к. рассчитаны только на перевозку рабочих. Скибасов нет, специальных маршруток на горнолыжку нет. В городе есть несколько фирм такси, но все пять машин фирмы бывают заняты, поэтому ожидание такси 20-30 минут считается нормой.
2. Городская столовая не работала потому что (наберите воздуха, как говорил Задорнов), потому что БЫЛИ ВЫХОДНЫЕ. Соответственно, пообедать или поужинать в городе можно только в ресторане Бар Баревич, куда очень сложно попасть из-за малого количества мест, или в паре фастфудовских забегаловок. В нашем отеле имелась мини-кухня с плитой и посудой, очень выручала.
3. Пойти в городе, к сожалению, некуда от слова "совсем". В центре Кировска есть музей камней в здании, напоминающем Биг Бен (местные так и называют), но попасть туда мне не удалось.
Биг Бен
Центральная площадь
Зато в Кировске есть настоящая зима с сугробами. Морозов не было (и слава богу!), но местные минус пять с учётом очень большой влажности и близости Северного ледовитого океана ощущаются, как все минус 15.
Кольская зима
Из заявленных местных достопримечательностей я пытался покататься на ездовых собаках, но собаки оказались расписаны на две недели вперёд. Захотелось потроллить их владельца, спросив: "Что, обе?" Также предлагались поездки в оленьей упряжке, но выяснилось, что до оленей ехать 100 километров, что из-за полного отсутствия общественного транспорта сделать не реально в принципе. Конечно, можно было раскошелиться на такси, но никаких гарантий того, что на мою долю достанется хотя бы один олень, не было. Предлагались экскурсии на снегоходах (самая дешёвая 3000 руб за полтора часа), но опять-таки, с одним "но": трассы для катания не освещены. По сути, это аренда снегохода с инструктором для катания по окрестностям ночного Кировска. Управлять таким, конечно, интересно, но видно ничего не будет. На склонах есть инструкторы. Я даже не удивился, узнав, что они все всегда заняты.
Перед поездкой я прочитал про новую достопримечательность Кировска - "Снежная деревня". Заявлен чуть ли не этнографический музей, ледовые скульптуры и т.п. Но отзывы в интернете почему-то почти все отрицательные... Решив, что люди могли быть в плохом настроении и просто критиканов развелось, поехал сам посмотреть. Разумеется, автобус не ходит, поэтому берём такси (170 руб в один конец) и честно ждём машину 20 минут. Итак... Представьте себе промышленным способом отлитые ледяные плиты с узорами, из таких плит собран ангар размером с большой гараж. Внутри на полу лежит гирлянда, и стоят с полдесятка чуть подсвеченных ледяных фигурок. Это - всё. За билет я отдал 600 рублей. Вся "деревня" проходится пешком за три минуты, а внутри бродят офигевшие туристы, пытающиеся найти хоть какое-нибудь дефлопе, что может стоить уплаченных денег. Остап Бендер честнее видом на Провал торговал... Плюс 170 рублей за такси обратно, включая 30 минут ожидания. Хочешь потратить тысячу рублей фиг знает, на что - спроси меня, как.
Снежная деревня
ОТЕЛЬ "СПОРТ"
Отзывы о месте настолько противоречивы, что я очень много раз подумал, прежде чем забронировать номер. Если решать задачу сэкономить, то это - самое то, что надо. Лучше всего сюда ехать своей компанией, тогда на удобства можно смотреть снисходительнее. Ну, а я приехал в одиночку и снял двухместный номер в single use (1400 руб в сутки). Бронь через букинг, номер кредитки передаётся при бронировании, предоплаты нет.
В общем, в уютном холле с улыбками встречают добродушные сотрудницы, приглашают поселиться, рассказывают, что и как, выдают ключ и с улыбкой провожают. Нюанс номер раз: пять этажей, лифта нет. Ну, да мы привычные и не гордые.
Первый звоночек: "Ой, не надо сейчас платить, лучше оплатите при выезде. Вдруг вам что-то сейчас не понравится, и вы захотите уехать раньше". Ни в одном городе ни одной страны такой фразой в гостинице меня не встречали. Итак, открываем дверь...
Коридор выкрашен жуткой больничной краской, цементный больничный пол, жуткая скрипучая и громыхающая дверь в блок... Да, это гостиница, напоминающая общежитие блочного типа: из коридора входим в предбанник, оттуда две комнаты и общие санузел и туалет на две комнаты.
Непонятно, где и как расположенные выключатели, но вполне приятный уютный номер. Правда, и в номере, и особенно в предбаннике и коридоре очень холодно. В номере две 1-местные кровати, шкаф, тумбочка и телевизор с пятью каналами.
Номер в гостинице "Спорт"
Санузел
Всё чистенькое, аккуратное, но супер-эконом класса. И очень большой нюанс: повезёт ли с соседями по блоку. Мне не повезло, видимо, господа не знают, для чего над унитазом висит бачок, а раковину после м-м-м, сморкания можно было бы и вымыть. В общем, в следующий раз однозначно в такие номера я не поеду.
Открываем кран, чтобы помыть руки... Нюанс номер три: горячая вода в городе идёт из Апатит (местные рассказали, что это вода из отопительной системы). В общем, она не просто пахнет, она чудовищно воняет химикатами. Пить её ни в каком виде нельзя, посуду мыть противно, а когда моешься сам, полное ощущение, что на голову льются потоки канализации и отходов химзавода. Питьевую воду мы покупали в "Дикси", что в двухстах метрах. Ну, и до кучи, на второй день мне заменили электрический обогреватель (там нет водяных батарей, а на стенах электробатареи висят): старый заискрился. Это, конечно, мелочь, благо, удалось вовремя заметить. Но это ещё один "пунктик".
В гостинице есть мини-кухня, там можно сварить пельмешков и вообще питаться, благо, в номерах есть зимние холодильники: ящик под окном с тонкой внешней стеной. Цены на продукты среднемосковские (яблоки, конечно, дороже, зато северная рыба дешевле). В общем-то, и в мини-кухне всё есть, что нужно для жизни: чайник, плита, микроволновка, посуда, мебель - столы, стулья, но там холодно (где-то плюс 8), и такая атмосфЭра... Навевает грустные мысли о приюте для бродяжек, кризисе и бренности всего сущего.
Мини-кухня
В стоимость номера входит завтрак (на него в стоимости проживания выделяется 100 рублей). В общем, это тарелка каши, ровно один ломтик полукопчёной простенькой колбаски, один ломтик такого же сыра и микрокусочек масла, а второе блюдо меняется. Это может быть баночка простецкого йогурта, один раз была мини-сосиска с полчайной ложки зелёного горошка, разок были оладьи. Всё очень, очень простое и дешёвое. Можно положить себе ещё пару ложек порезанной кураги или изюма, чай и хлеб без ограничений. Углеводы в углеводах и с углеводами. Набить пузо вполне хватит, но для активного отдыха я бы поменял подход к еде. Приходилось докупать съестное в магазине. Конечно, лучше бы завтрак стоил не сто, а двести рублей, раз уж овёс нынче дорог, но это была бы полноценная еда, а не блюда из советской средней школы.
Завтрак
Кстати, на курорте много иностранцев, и даже в нашем отеле жили поляки и китайцы. Поляков я в столовой ни разу не видел, а китайцев встретил, и еда у них никаких эмоций не вызвала, ни плохих, ни хороших. Видимо, сочли за аутентичный специалитет.
От отеля до склона 2,5 км пути, такси с лыжами стоит 150 рублей, если ехать без лыж, то 100 рублей.
ВСЁ ВМЕСТЕ
Замечательный горнолыжный центр с возможностью покататься как спокойно, так и агрессивно. Отличное место для поездки весёлой тусовкой, чтобы погонять, отдохнуть и не переплатить. Шикарные склоны, на которые не стыдно зазвать и притязательных австрийцев с итальянцами. Однозначно поеду ещё раз, когда закончится полярная ночь, благо сезон длится до июня - это ж север. Очень милые, дружелюбные и приветливые люди везде, где приходилось пересекаться с местными. Улыбаются, подсказывают, на дорогах вежливо пропускают. Кстати, дороги отличные!
Ехать с экскурсионными целями, семьёй или для радиальных выездов, имхо, спорное удовольствие. Я обменял обратные билеты на два дня пораньше - просто стало скучно.
А вот полярного сияния я не дождался: облачно и тепло по местным меркам. Засветка неба повсеместно есть, но сполохов нет.