Нет. Религия и философия совершенно разные вещи. Религиозная философия это другое. Если, например, философия чайной церемонии, но это ведь не имеет отношения к философии, как к академической дисциплине, верно? А в общем плане философия рассматривает вопросы наподобие "есть ли жизнь на Марсе", хотя это несколько грубо и утрированно. Вот Умберто Эко - ярчайший пример, кстати, он по-моему доктор философии, и в его книгах ее хоть отбавляй. Но насколько они реалистичен "Маятник Фуко"? А "Остров" имеет отношение к религиозной философии, а не к философии вообще и может быть воспринят только людьми, находящимися в рамках данной традиции. Буддист или синтоист в принципе не сможет даже приблизительно понять этот фильм, также как нам сложно понять Дхаммападу. И у меня этот термин никогда не вызывал негативной реакции, поскольку я сама склонна к философствованиям, как Вы заметили, иначе я бы таких бесед не вела:), просто я осознаю, что это отрывает от жизни. Наверное, нужно разделять понятие академической дисциплины и прикладной, имхо:)...а также философский склад мышления...
Мне кажется любая академическая философия имеет выход в реальную жизнь, иначе она была бы бессмысленна. Что касается Острова, то для меня это вовсе не религиозная философия, и любой человек способен понять проблемы, которые там поставлены. Если вкратце, то это фильм о приоритетах, о том, что человек часто оказывается в плену себялюбия и это толкает его на поступки неправильные, причиняющие боль другим, человеку очень трудно выявить главное, что есть в его жизни, он часто жертвует этим главным ради чего-то другого, совершенно пустого. Я понимаю, что может быть и иное восприятие этого фильма, но я его увидел таким=)))
Фильм "Остров" я смотрела раз 5, но фильм этот по большей части человек далекий от русско-христианской, даже православной духовной школы, поймет вряд ли, я имею ввиду человек не русский. Вдобавок там много религиозности, очень. Воо всяком случае, я показывала его англичанам - не понимают. К тому же, на его поступок можно смотреть двояко. И ьы не назвала его поступок себялюбием и не склонна судить. Мне кажется, это кощунство. Никто не знает на 100 процентов как он поступит перед лицом смерти, сможет он выстоять или все-таки предаст. Никто не может этого знать, пока перед его лицом не окажется дуло пистолета и скажут "Выбирай". Так что рассуждения о его вине другими, это абстрактная философия:))))))). К тому же, им руководил страх, а не себялюбие, а это 2 большие разницы, под страхом человек может совершить такие поступки, которые не совершил бы в обычной жизни. Точно также кощунственно звучит мысль о том, что кролик философски относится к смерти своей и жизни. Животные не могут мыслить абстрактно по определению, когда его преследуют, животным руководит один из основных инстинктов - страх и ужас, животное мучается и ощущает боль и вовсе в этот момент не занят обдумыванием философских проблем бытия. Животные живут "здесь" и "сейчас" и бытие определяют в основном действием, а философия подразумевает мышление и оперирует временем. А философия предмет абстрактный, реальная жизнь-другое. Хотя, Вы, наверное, имели ввиду опять же философский склад мышления, не саму философию, как предмет.
По поводу Острова - я никого и не осуждал. Я лишь говорил - о чем фильм, чему он учит. Страх - производное от себялюбия. Победи себялюбие - страха не будет. Что касаемо кроликов, то рассуждения не могут быть кощунственными. Ну, давайте всю литературу, где герои - животные отнесем теперь к кощунственным. Ни одному кролику не было плохо, когда я о них рассуждал. Философия академическая позволяет человеку выработать определенное отношение к жизни, поэтому это вещи связанные. Об этом и Сенека и Сократ, и Эпикур, и Монтень писали. Это, наверное, самя практическая из всех наук, поскольку каждый способен ею овладеть и сделать полезной. Про философию кроликов я уже объяснял. Они реагируют на жизнь непосредственно - то, чего человек, как правило, может добиться только специальными тренировками и то, если философия поможет ему во-первых, понять, что истинное счастье - именно в непосредственных реакциях, а во-вторых, избавиться от "неправильных", агрессивных реакций.
Страх не имеет никакого отношения к себялюбию. Страх - естественный инстинкт, заложенный природой. Инстинкт выживания и самосохранения. Любое существо стремится сохранить жизнь. Я говорила не о том, что рассуждения кощунственны, а такая точка зрения. А философия никогда не поможет реагировать непосредственно. В жизни помогают такие науки как психология и т.д. Философия абстрактна в своей основе, она по определению оторвана от "здесь" и "сейчас".
Под философией я понимаю размышления о смысле жизни, о предназначении, о свободе и справедливости и тому подобном - для меня это здесь и сейчас, и отнюдь не отвелченные материи, это непосредственно влияет на мое отношение к миру и на мое поведение. Я не утверждаю, что так у всех, я понимаю, что моя склонность к размышлениям на эти темы не столь часта, но поверьте, она встречается, если вам нет нужды размышлять об этом, то это ведь не означает, что для другого это важно? Страх - проявляется в первую секунду опасности. Затем у нормального, обычного человека наступает этап осознания происходящего, оценка опасности, предвидение последствий тех или иных его действий. Да, в первую секунду - это инстинкт, и реакция соответствующая, но потом начинается работа сознания и вот тут свое слово берет себялюбие - оно подсказывает, что нужно избежать опасности. Или вступаю другие направляющие - забота о близких, например,человек пренеблегает опасностью для собственной жизни, перебарывает страх. Или чувство собственного достоинства, и т.д. У героя фильма Остров сработало себялюбие, за
Сознание н успевает включаться, страх первичен в такой ситуации. У героя Острова не было себялюбия, если только не в ортодоксальном христианском смысле. Не было! Страх никогда не имел ничего общего ни с эгоизмом ни с себялюбием. И рассуждать об этом с претензией на истину может только тот, кто пережил страх смерти, причем немедленной. В иных случаях, это просто детские беседы.
Рассуждать об этом может каждый. Иначе для чего снимался этот фильм? Человек совершил ужасный поступок (который и я не его месте скорее всего совершил бы), а потом всю жизнь мучился, искупал вину. Думаешь почему он мучился? Потому что мог бы (в принципе) преодолеть свой страх, но у него не получилось. Фильм как раз и говорит - люди, не совершайте того, за что вы потом будете всю жизнь мучится. Это чужой опыт, который каждому может пригодится. А если не думать об этом, не рассуждать - то это всё равно, что посмотреть фильм и забыть.
Кстати, вот - из вузовского пособия "Философия" выдержка:
"У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски- практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие? что значит быть? Эта специфика философии проливает известный свет и на вопрос о том, почему и когда философия возникает. В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, - значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом, в традиционном типе знания и поведения.
Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в сознании людей возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Это различение рождается вместе с философией, и неудивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности.
Не вижу здесь противоречия с моим подходом. Философия, размышления о смысле происходящего, поиски обоснования поступкам и свойствам - помогает человеку сформировать свой собственный взгляд на мир.
А "Остров" имеет отношение к религиозной философии, а не к философии вообще и может быть воспринят только людьми, находящимися в рамках данной традиции. Буддист или синтоист в принципе не сможет даже приблизительно понять этот фильм, также как нам сложно понять Дхаммападу.
И у меня этот термин никогда не вызывал негативной реакции, поскольку я сама склонна к философствованиям, как Вы заметили, иначе я бы таких бесед не вела:), просто я осознаю, что это отрывает от жизни.
Наверное, нужно разделять понятие академической дисциплины и прикладной, имхо:)...а также философский склад мышления...
Reply
Что касается Острова, то для меня это вовсе не религиозная философия, и любой человек способен понять проблемы, которые там поставлены. Если вкратце, то это фильм о приоритетах, о том, что человек часто оказывается в плену себялюбия и это толкает его на поступки неправильные, причиняющие боль другим, человеку очень трудно выявить главное, что есть в его жизни, он часто жертвует этим главным ради чего-то другого, совершенно пустого.
Я понимаю, что может быть и иное восприятие этого фильма, но я его увидел таким=)))
Reply
К тому же, на его поступок можно смотреть двояко. И ьы не назвала его поступок себялюбием и не склонна судить. Мне кажется, это кощунство. Никто не знает на 100 процентов как он поступит перед лицом смерти, сможет он выстоять или все-таки предаст. Никто не может этого знать, пока перед его лицом не окажется дуло пистолета и скажут "Выбирай". Так что рассуждения о его вине другими, это абстрактная философия:))))))). К тому же, им руководил страх, а не себялюбие, а это 2 большие разницы, под страхом человек может совершить такие поступки, которые не совершил бы в обычной жизни.
Точно также кощунственно звучит мысль о том, что кролик философски относится к смерти своей и жизни. Животные не могут мыслить абстрактно по определению, когда его преследуют, животным руководит один из основных инстинктов - страх и ужас, животное мучается и ощущает боль и вовсе в этот момент не занят обдумыванием философских проблем бытия. Животные живут "здесь" и "сейчас" и бытие определяют в основном действием, а философия подразумевает мышление и оперирует временем.
А философия предмет абстрактный, реальная жизнь-другое.
Хотя, Вы, наверное, имели ввиду опять же философский склад мышления, не саму философию, как предмет.
Reply
Что касаемо кроликов, то рассуждения не могут быть кощунственными. Ну, давайте всю литературу, где герои - животные отнесем теперь к кощунственным. Ни одному кролику не было плохо, когда я о них рассуждал.
Философия академическая позволяет человеку выработать определенное отношение к жизни, поэтому это вещи связанные. Об этом и Сенека и Сократ, и Эпикур, и Монтень писали. Это, наверное, самя практическая из всех наук, поскольку каждый способен ею овладеть и сделать полезной.
Про философию кроликов я уже объяснял. Они реагируют на жизнь непосредственно - то, чего человек, как правило, может добиться только специальными тренировками и то, если философия поможет ему во-первых, понять, что истинное счастье - именно в непосредственных реакциях, а во-вторых, избавиться от "неправильных", агрессивных реакций.
Reply
Я говорила не о том, что рассуждения кощунственны, а такая точка зрения. А философия никогда не поможет реагировать непосредственно. В жизни помогают такие науки как психология и т.д. Философия абстрактна в своей основе, она по определению оторвана от "здесь" и "сейчас".
Reply
Я не утверждаю, что так у всех, я понимаю, что моя склонность к размышлениям на эти темы не столь часта, но поверьте, она встречается, если вам нет нужды размышлять об этом, то это ведь не означает, что для другого это важно?
Страх - проявляется в первую секунду опасности. Затем у нормального, обычного человека наступает этап осознания происходящего, оценка опасности, предвидение последствий тех или иных его действий. Да, в первую секунду - это инстинкт, и реакция соответствующая, но потом начинается работа сознания и вот тут свое слово берет себялюбие - оно подсказывает, что нужно избежать опасности. Или вступаю другие направляющие - забота о близких, например,человек пренеблегает опасностью для собственной жизни, перебарывает страх. Или чувство собственного достоинства, и т.д. У героя фильма Остров сработало себялюбие, за
Reply
Reply
Фильм как раз и говорит - люди, не совершайте того, за что вы потом будете всю жизнь мучится. Это чужой опыт, который каждому может пригодится.
А если не думать об этом, не рассуждать - то это всё равно, что посмотреть фильм и забыть.
Reply
"У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-
практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как
математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное
определение этого, казалось бы, простейшего понятия, так и философ с глубокой
древности задается проблемой: что такое бытие? что значит быть? Эта специфика
философии проливает известный свет и на вопрос о том, почему и когда философия
возникает. В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется
само собой понятным, - значит усомниться в правомерности и достаточности
повседневного подхода к вещам. А это, в свою очередь, означает сомнение в
общепринятом, в традиционном типе знания и поведения.
Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в
общественной жизни и в сознании людей возникают серьезные противоречия и
конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и
верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различения того,
что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Это
различение рождается вместе с философией, и неудивительно, что философия с
самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания, традиционных
ценностей и норм нравственности.
Reply
Reply
Leave a comment