Такая страшная подлянка и в самый сложный и ответственный момент. 20 минут до начала экзамена TOEFL, около 9 утра, суббота. А когда в самой непростой ситуации еще и телефон разряжен чуть менее, чем полностью, ситуация кажется вдвойне непростой.
Я вышла из машины и начала прикидывать, что делать - стоять дальше было неприемлемо совершенно, мозг начал лихорадочно соображать возможные пути отступления, которых, казалось, не было вовсе.
Дорога в две полосы в одну и две в другую. Не доезжая до голубого мостика по направлению в Бердск, видно начинается пробка, разрастающаяся с каждой минутой геометрической прогрессией. А насколько больше та часть, которую не видно и ее причина - мучающий всех вопрос. Оказывается я не единственный мудак, который встал в субботу в 7 утра и выехал в 8. Нас тут много.
После 20 минут стояния ровно на одном месте, люди выключили фары и мотор, начали выходить из машин. После еще десяти минут хождения туда-обратно - кто-то закурил, что-то стал прикидывать, как откапывать снег между встречной полосой и этой. Несколько машин скорой помощи по направлению в город. Либо это полный фэйл для моего экзамена, либо что? Чудо?
Вариантов немного - перелететь через сургоб, попросить машин 20-30 подвинуться, чтобы перестроиться на обочину и оставить машину с аварийкой, запарковаться прямо в сургоб между встречкой и пробкой и бежать со всех ног?
Удается включить телефон, ищу человека с правами (и даже и без, но отважного), живущего в академгородке, готового выручить меня, встав рано утром с постели, вызвав такси и приехав как можно быстрее, - сесть в мою машину вместо меня и потратить неизвестное количество времени, простояв в пробке. Первый вариант отпадает, второй отпадает, еще два не берут трубку или отключены. Пропущен вызов из центра, где проходит экзамен. Перезваниваю - объясняю ситуацию, голос начинает трястись (а может еще и раньше начинает), Мне сообщают, что у меня 20 минут, чтобы быть допущенной к сдаче. Еще один человек отзывается и говорит "да". На тот момент мне это кажется чудом. Да, Света Фаткуллина. Ты - чудо.
Спустя пару минут поток начинает плавно двигаться. Снова останавливается. Звоню чуду, отменяю такси. Теперь уже равнозначно по времени.
Поток продвигается еще немного. Мальчики из девятки впереди, знающие о моей беде, приоткрывают дверь и тыкают пальцем в снег сбоку, двигаются еще немного вперед, насколько могут, и мне удается достичь места, где я могу развернуться, и я лечу, как ракета, на экзамен. Успеваю прийти за несколько минут до cancel-а.
Отличное начало. Вся дрожу, Предъявляю паспорт. Меня фотографируют (представляю каков видок), усаживают за компьютер в классе, где еще сидит человек 10 в наушниках. Надеваю наушники. Три листочка, карандаш. Тестирование микрофона. "Слава богу, что успела". Компьютер просит описать свой город, я молчу. Я не могу открыть рот и не могу произнести ни звука. "I live in Novosibirsk". Большая пауза. "Сейчас завалю, если буду молчать. Говори, пожалуйста, рот, откройся, говори!" Пауза затягивается. Подбегает администратор, говорит, что можно просто текст с экрана прочитать, важно, чтобы просто микрофон настроился. Я читаю текст с экрана, который просит меня настроить микрофон. Ок.
Неловко слышать свой голос в тишине класса, где сидят еще 10 человек и слышат тебя.
"Блин, а если бы я правда запарковалась там, ужас".
Reading.
Ничего не понимаю. Читаю текст как сквозь голову. Свои мысли в голове, мысли, что надо сосредоточиться и читать текст. Тыкаю что-то наугад в ответах. Думаю, что завалю. Пытаюсь снова сосредоточиться.
Второй текст. Немного успокаиваюсь. Вчитываюсь. Не успеваю все вопросы. Время - мой враг. А вы, , прекрасный мужчина латиноамериканской наружности, обещали, что будет другом на своих видеоуроках на youtube. Еще недосчитываюсь нескольких минут на третьем тексте. За открытые вопросы даже не берусь.
Listening.
Я люблю слушать. Это единственная часть, которую я не "репетировала" вовсе. Даже не знаю, что там.
Записываю все, что говориться на листочек. Не успеваю уловить тонкости. Вопросы - ответы. Так, процесс пошел. Еще одно листенин, еще, еще. Много как-то очень. Уже устала слушать. Что-то все по биологии, экологии, метеорологии.. о! Музыка. Хоть что-то интересное. Мешают все эти люди, попеременно говорящие в микрофоны. Они и сами себе, наверное, мешают. А у меня внимание переключается на их речи, а не концентрируется на своем вопросе.
Перерыв. Окончательно успокаиваюсь. Забиваю на всех вокруг (следующая часть спикин).
Speaking.
На исходе 10ти минут сажусь и вспоминаю формат каждого спикинга. Записываю на листочке "linking phrases".
Сосредотачиваюсь и готова работать на полную.
6 заданий.
Первое, Второе:
Indendent speaking. Выразить свое мнение по поводу вопроса, обосновать доводами, используя примеры.
Третье - я назвала его "change". Тут всегда говорится о том, что что-то изменили в системе обучения. Нужно прочитать текст - понять что. Дальше listening - два студента обсуждают хорошо это или плохо. Аргументы.
Четвертое. Прочитать академический текст (попалось снова из биологии про то, как разные растения относят к разным видам или классам), послушать лекцию профессора на эту же тему. Как примеры профессора иллюстрирует данные в тексте?
Пятое - студенты обсуждают проблему. Мое кодовое слово "the problem". Моя задача - идентифицировать проблему и два предложенных пути решения, выбрать один из них и обосновать свою позицию (конечно же).
Шестое - фактически пересказать услышанный академический текст.
Надо сказать, что здесь я справилась сравнительно лучше, чем ожидала. Чем накануне пробовала дома. Ни одного "эээээ" или "мммм", Времени не хватило правда один раз закончить.
Writing.
Два задания. Также Intergated и independent. Второе не успела дописать заключение.
То, что я за неделю подготовки поняла про тоэфл, так это то, что это не только языковой тест. Это тест на логику. На умение обосновывать свою позицию, причем очень-очень быстро. Тут же иллюстрировать примерами. Это касается всех частей. Writing, Speaking, Listening, Reading. Может reading и listening немного в меньшей мере, но тем не менее. Времени дается в обрез, специально, чтобы его еле хватило на "просто понять о чем говорить/писать", а язык - никаких заготовок. Рассчитано на импровизацию. Они сами пишут, что "мы понимаем, что ваш writing - это первый черновик фактически", но требования тем не менее серьезные и прям-таки челлендж.
Одним из главных критериев оценки наряду с правильной и грамотно построенной речью является хорошая структура текста, умение выделять главное, понимать, чем аргументируется позиция, соотносить информацию из одного источника с другим.
И, надо сказать, это, может быть, сделать даже иногда сложнее, чем просто пройти тест по английскому.
По крайней мере, мне как раз хватило недели, чтобы окончательно привыкнуть и уяснить, чего от меня хотят. А по сути - хотят американского мышления.
Вспомните какие-нибудь видюшки, где американцы читают лекцию или просто ведется какой-то монолог. Вот что они хотят. Раз, два, три. Вот пример, вот пример и вот пример. Все просто и ясно.
А я пока задумаюсь над философским содержанием, пока над практическим.. а там и время вышло. Вот, например, "Childhood is the happiest time of a person's life. Do you agree or disagree? Support your opinion with arguments and examples". И что? Я пока поразмыслю, а что такое это Happieness, а можно ли назвать его happienass, если оно неосознанное happieness и так далее.
Но американцы со школы учат детей выступать публично и аргументировать свою позицию, причем, - как можно более простыми примерами, чтобы все поняли. Вспомните любую американскую комедию и трогательную речь в конце где-нибудь на школьной сцене. Вот это и есть американский менталитет.
Но, несмотря ни на что, это был достаточно интересный опыт, а такая (хоть и мини) тренировка быть простой и предельно понятной была для меня полезной.
Жду результатов через пару недель. Прогнозировать сложно, да и зачем?