Будет ли Китай подделывать «дымку»?

Jan 17, 2017 09:22

Матрешки «мэйд ин Чайна» с характерным китайским прищуром уже давно перестали быть приколом и не смотрятся как что-то необычное. Дойдут ли руки умельцев из КНР до главного бренда Вятки? Вопрос, который, пожалуй, правильнее сформулировать так: «КОГДА у умельцев из КНР дойдут руки до главного бренда Вятки?»



Текст // Александр ВАСИЛЬЕВ

В последнее время кажется, что «дымка» - везде. Узнаваемые весёлые орнаменты вятской игрушки - на фасадах многоэтажек, на банковских картах и пакетах молока, в заставках местных телепрограмм. Дымковскую барыню теперь даже можно съесть - с некоторых пор она стала и шоколадкой. А дымковские узоры - элементами уличных граффити.
На дымковские мотивы был сделан упор в церемонии открытия Олимпиады в Сочи. «Примерили» на себя «дымку» даже мухинские «Рабочий и Колхозница». Самый известный памятник столицы и Союза изменил  свой традиционный облик во время лазерного шоу к 75-летию Выставки достижений народного хозяйства: на Рабочего «надели» синий кафтан и штаны в полоску, на Колхозницу - красную юбку в разноцветный крупный и мелкий горох.
Дымковский грибок лепил во время визита в Киров (во времена своего президентства) Дмитрий Медведев. Слепил и прокомментировал на камеру собственные впечатления так: «Супер! Давно ничего подобного не испытывал».
Судьба этой поделки потом интересовала многих: получившееся творение ни Дмитрий Анатольевич, ни его помощники с собой не забрали. Да и вряд ли бы из этого получилось что-то хорошее: игрушка должна хорошенько обсохнуть. И не просто на подоконнике мастерской, а - в специальной печи. Дело-то не такое простое: при неправильном обжиге в печке игрушка взрывается и разлетается на кусочки. С грибком такое, конечно, вряд ли бы произошло. А вот огромные дымковские индюки - в «зоне риска».
Про то, как создаётся игрушка, написано множество научных и популярных работ, исследований и фолиантов. Пошаговую инструкцию сейчас можно легко отыскать в Интернете. Зашел на сайт, прочитал за несколько минут - и вперёд: лепи! Была бы только нужной вязкости глина, а затем - возможность обжечь игрушку.
Секреты, которые раньше передавались из поколения в поколения, ушли в тираж в Интернете. Даже про то, что краски при создании игрушки наводятся на курином белке, прочитать можно. Такими темпами «дымку» скоро начнут лепить в том же Китае. Не зря почти все посетители «из приезжих» задают (во время экскурсий) один и тот же вопрос в мастерских промысла на Свободе, 67 : «А китайцы игрушку ещё не подделывают?»
Китайцы не подделывают, а вот в Кирове - самое настоящее засилье подделок. Или, правильнее сказать, игрушек, которые слеплены вопреки существующим канонам. Не будем показывать пальцем, но в некоторых уважаемых и крупных магазинах города можно встретить «дымку» на уровне поделок с уроков труда в школе: непропорциональные тела барынь и гусаров, странные цветовые сочетания, да и много ещё каких нестыковок. Мастерицам промысла, которые раз в месяц сдают все свои работы профессиональному совету, такое лучше не показывать.
От «приёмки» работ, кстати, не освобождается никто - проходить её приходится не только тем, кто начинает, но и корифеям. Кстати, как и много лет назад лепят игрушку исключительно женщины. Конечно, мужики в промысле тоже водились. Но не задержались, успев слегка «усовершенствовать» процесс - придумали форму для лепки вёдер, которые несёт барыня-водоноска. Хотя, как говорят сейчас, главная «фишка» «дымки» - всё-таки в том, что всё слеплено исключительно вручную. Никакой механизации!
Забавно, но многие наши современники, вполне себе образованные люди, об этом не знают. Несколько лет назад в мастерские приехала съемочная группа федерального телеканала, снимавшая в Кирове «компромат на Белых» и заодно решившая «подснять дымковскую игрушку». Появление звёздной телеведущей, которая прибыла с ТВ-группой на Вятку, сопровождалось громким возгласом, обращённым дамой к видеооператору: «И обязательно снимите мне конвейер, по которому игрушки едут!»
Очевидцы вспоминают это как прикол. Который, наверняка, останется приколом - конвейер в вятском промысле вряд ли когда-нибудь появится. Как не предвидится и разделения труда при создании игрушки (над созданием одного произведения от начала до конца работает одна мастерица). Возможно такое разве что в Поднебесной, если там начнут-таки производить барынь «с характерным прищуром»...
Что, увы, вполне реально.

дымка

Previous post
Up