Стрелка наручных часов еле-еле ползла вверх - словно муха, застрявшая в клубничном джеме. 12-15. Ну все. Я удрученно вздохнула - последний поезд в Ашдод уходит в 12-17. Не успеть. Поезд - это не автобус, который может уйти хотя бы на несколько минут позже. Поезда здесь всегда уходят по расписанию. И все же, я вышла на станции Ракевет Мерказ - торопливо вбежала в распахнутые двери прохладного здания. Взгляд сразу же наткнулся на красное цифровое табло, на котором, увы, уже не было ни одного поезда на Ашдод.
Очень хотелось пить - несмотря на то, что времени катастрофически не хватало, я все же бросилась к ларьку и только после того, как жадно втянула в себя холодного шоколадного молока, смогла подумать, что делать дальше. До наступления йом-кипура оставалось всего несколько часов, но транспорт переставал ходить намного раньше. Оставался еще вариант с такси. Но вы можете себе представить, в какую сумму обойдется вам такси в еврейском государстве, когда у вас совершенно нет других вариантов. Впрочем, помедли я еще немного и у меня остался бы только один вариант - идти пешком.
Я решила рискнуть и через весь город отправилась на Тахану Мерказит, несмотря на то, что в
расписании уже не было автобусов на Ашдод. Но мне так хотелось провести этот праздник с семьей.. Что ж, как я уже писала раньше, в Израиле желания сбываются с невероятной скоростью - несмотря на то, что в расписании действительно не было ни одного автобуса в нужную мне сторону, он все же оказался. Видимо, произошла какая-то ошибка. И уже в третьем часу я вышла на автобусной станции города Ашдод. До захода йом-кипура оставалось 2,5 часа.
В 16 часов мы сели за стол, плотно поужинали, пожелали друг другу легкого поста и выпили, как мне показалось, литра два воды. В 17-10 улицы опустели. Закрылись все магазины и кафе по всей стране, машины, автобусы и поезда остановились. Прекратил свою работу аэропорт Бен-Гурион. Остановились заводы. Работали только дежурные машины скорой помощи и полиция. Наступил йом-кипур.
Казалось, что все происходит в каком-то фантастическом фильме. Так непривычно было слышать совсем другие звуки - ТОЛЬКО звук человеческого голоса. И все. Нигде не звонил телефон, не работал телевизор, не играла музыка.. Только голоса и детский смех. В 17-10 зашел йом-кипур и с этой минуты те, кто соблюдает пост, 25 часов не должны были ни есть, ни пить, ни пользоваться какими-либо электронными приборами.
Я - девочка с православным прошлым, и прежде не делала ничего подобного. Но в этот раз что-то стукнуло в голове - хочу. Решила попробовать. Выключила телефон. Не стала даже брать с собой фотоаппарат, хотя очень уж хотелось запечатлеть эту невероятную для меня картину - абсолютно пустые магистрали. Только редкие велосипедисты.
Честно говоря, я думала, что без воды не выдержу - все-таки страна жаркая, тяжело. Но ничего - справилась. 25 часов я не ела, не пила и не пользовалась электронными приборами. Кстати, нельзя даже мыться и чистить зубы. К воде вообще нельзя прикасаться в пост.
К слову сказать, в предыдущую ночь я не спала, поэтому к 12 часа ночи у меня начала кружиться голова - я не спала более 30 часов, не ела и не пила 6 часов. Но мы гуляли. (по традиции, в белых одеждах) Гуляли, пока были силы.. И общались. Правда, чем ближе к полуночи, тем сложнее мне было объясняться не то, что на иврите или на английском, а даже на русском. Зато, когда в час ночи моя голова коснулась подушки, то больше я ни о чем подумать не успела.
Оказалось, не так сложно, как это казалось вначале. В 17 часов мы пришли в синагогу, слушали и читали молитвы. А в 18-10 громко прозвучал шофар, означающий, что пост окончен. Книга закрыта. Запись на следующий год состоялась (подробнее о значении йом-кипура в интернете) Люди улыбались, обнимались, поздравляли друг друга и желали друг другу хорошего года. Гмар хатима това и шана това!
Йом-кипур закончился, страна вновь просыпалась, чтобы начать готовиться к следующему празднику..
п.с. фото:
http://icemon.livejournal.com/286129.html