День Покровского собора - отчёт.

Jul 15, 2015 01:08

Оригинал взят у il_ducess в День Покровского собора - отчёт.
12 июля ДР Собора. Я тоже смогла попасть на эксклюзивную экскурсию директора Собора для блоггеров. Время написать отчет нет. Поэтому вот пока посмотрите.
Оригинал взят у mayak_parnasa в День Покровского собора - отчёт.
В день освящения Собора Покрова на Рву, 12 июля по новому стилю, музей проводит День Покровского собора. К этому празднику было приурочено посещение древнего храма блогерами с доступом не только в общедоступные залы, но и места закрытые и потаенные. И нам повезло попасть в число тех счастливых блогеров.


Поэтому, сегодня мы вам расскажем, что видели и куда смогли свою любопытный нос засунусть. Но сначала немного об истории собора. Его строительство было завершено в 1561 году, а освящён собор был 12 июля(по новому стилю) того же года, о чем нам сообщает храмозданная надпись в шатре центральной церкви. Полностью открыта надпись была лишь в 1960 году, именно тогда и было точно установлено время освящения, а значит и окончание строительства храма.
Сейчас центральная церковь находится на реставрации. И на официальной странице фейсбука Покровского собора размещеа фотография, благодаря которой можно увидеть фрагмент храмозданной надписи поближе.




Реставрация храмозданной надписи. Фото из фейсбука Покровского собора.
Осмотр экспозиции мы начали с подклета собора, так же как и у миллионы посетителей этого музея. Здесь развернуты экспозиции посвященные строительству и реставрации храма и двум святым похороненным под его стенами.


Картуш. XVI в. Белый камень, полихромная роспись. Происходит с фасада церкви Киприана и Иустины.
В 2011 году экспозиционная площадь музея была увеличена практически в три раза. Теперь гостям доступен южный подклет и сокровищница собора. Но, к сожалению, места все равно мало. Особенно при таком наплыве посетителей, которое испытывает этот музей каждый день.


Покрытие купола церкви Григория Армянского. Фрагмент. Железа; ковка. Сняты при реставрации собора в середине XX в.
При реставрации 1967 года железные покрытия куполов церквей были заменены на медные, так как железное покрытие приходилось довольно часто реставрировать. Теперь фрагмент этого покрытия можно увидеть в экспозиции музея. Так же как и фрагменты керамической надписи о построении Покровского собора и его поновлении в 1683 году.



Изразцы. 1683 года. Глина, полива.
Изразцы располагались на фасаде собора, вокруг церквей второго яруса. Во время ремонта 1780-х гг. они были сняты. Надпись состояла из 560 изразцов. В то вже ремя была построена колокольня, шатровые крыльца и внешняя галерея.


Чугунный пол.
Пол в церкви Василия Блаженного покрыт чугунными плитами каслинского литья с декором под названием «солнце», установленными в 1846 году. Каслинское литьё -изделия из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области. Обязательно обратите на них внимание, когда будете в музее.


Убранство церкви Василия Блаженного.
Также в подклете вы сможете увидеть три хоругви. Каждая из них весит 40-50 кг. Сделаны они в 1905 году. В 1929 году после прекращения богослужения в соборе сотрудники музея покрыли золоченые поверхности олифой с сажей, чем спасли их от уничтожения. До революции в храме было 12 таких хоругвей. Осталось шесть, остальные были изъяты на металлолом.


Хоругвь. Богоматерь Умиление. Прп. Серафим Саровский. 1904 г.
Медный сплав, эмаль, масло; ковка, штамповка, чеканка, гравировка, золочение, живопись по металлу.

Благодаря замечательным зеркальным витринам, можо увидеть обе стороны хоругви. А возможность подойти достаточно близко, позволяет рассмотреть мельчайшие детали и великолепную тонкую работу мастеров.


Фрагмент хоругви Спас Нерукотворный на убрусе. Свв. Гурий Архиепископ Казанский и Варсонофий Казанский Чудотворец. Начало XX в.



Фрагмент хоругви Спас Нерукотворный на убрусе. Свв. Гурий Архиепископ Казанский и Варсонофий Казанский Чудотворец. Начало XX в.
Поднявшись из подклета в пространство собора мы выяснили, что нас ждал приятный сюрприз. Хоть музей уже и закрылся, но мужской ансамбль «Дорос» дождался нас и своими сказочными голосами погрузил в божественное пространство этого места. Приходите в музей, ансамбль выступает в нем практически каждый день, чем очень помогает туристам на время отрешиться от суеты нашего века и почувствовать дыхание прошедших веков  в стенах восьмого чуда света.

image Click to view



Еще в 50 годах XX века внешняя галерея собора была доступна для посетителей, но увы сейчас она посещаема только  специалистами и техническими работниками. Обычные гости музея могут взглянут на гульбище через стеклянные двери. Сделано это потому, что на столбах галереи остались нетронутые реставрациями авторские росписи собора, которые должны быть сохранены.


Внешняя галерея.
Но нам повезло и мы смогли прогуляться по небольшому отрезку этой закрытой для большинства галереи и полюбоваться великолепными видами с неё открывающимися. До 1670 года вокруг собора было открытое гульбище и только в XVII веке появились столбы и своды. Слюдяное остекление было сделано в XVIII веке, стекло в окнах внешней галереи было установлено в XIX веке.

Здесь можно увидеть первоначальную авторскую роспись на столбах XVII века. Видите зелёные чешуйки? Они смотрят на вас из глубины веков. Их создавали мастера, жившие столетия назад. Вот она, живая память, прошедшая через испытание временем и дошедшая до нас.


Первоначальная авторская роспись XVII века.
В XVII веке к собору была пристроена двухъярусная церковь Феодосии Девы. Здесь расположилась великолепная постоянная экспозиция музея, почитать подробнее о которой вы можете тут.
Чтобы вывести второй ярус церкви Феодосии Девы к ярусу собора, строителям пришлось создать межэтажное пространство, которое долгие годы было скрыто от посетителей. Сейчас его можно увидеть через стеклянное окно в полу сокровищницы. Как вы понимаете, нашу любопытную группу пустили в это, обычно закрытое для посетителей, пространство.


Межэтажное пространство.

Здесь можно увидеть стену собора, которая раньше была внешней. И это ещё один кусочек живой истории. Эта стена никогда не реставрировалась и с момента пристройки церкви к собору её никто не видел. А теперь у посетителей есть такая возможность.


Первоначальное украшение стены собора.
Доказательства того, что мы там были. А то, теперь без фотографии никто не верит).




Еще одно место, которое пока недоступно для посетителей - это церковь Трех Партирахов. Увидеть интерьер церкви можно только через стеклянные двери. Увы, пока у музея нет денег, чтобы создать заградительный барьер для иконостаса и открыть ее для доступа посетителей. Это единственная церковь в соборе, которая сохранила внешний вид XIX века.


Фрески церкви Трех Патриархов.



Фрески церкви Трех Патриархов.


.
Купол и фрески церкви Терх Патриархов.
В этой же церкви можно увидеть кирпичный пол XVI века. Белокаменные полы последующих веков были демонтированы. Этим объясняется расстояние между полом и иконостасом в церкви.


Обратите внимание на расстояние между полом XVI века и XVII-XVIII века.
На куполах трех церквей в соборе существует роспись в виде вихревых розеток. Этим рисунком отмечены замковые кирпичи которые держат своды. До недавнего времени было мнение, что эти кирпичи выступают на 5 см от уровня свода. Но в 2009 году при реставрации церкви Троицы выяснилось, что свод гладкий.


Свод церкви Григория Армянского с вихревой розеткой.
А в церкви Входа Господня  Иерусалим вы можете видеть следы революционных событий 1917 года. Отметина оставленная снарядом во время обстрела Кремля революционными отрядами. Тогда был повреждён купол церкви и её стена. Естественно позже эти повреждения были отреставрированы, а вот след внутри церкви оставили, как память о не простых временах, пережитых нашей страной.


Фрагмент стены церкви Входа Господеняв Иерусалим со следом разрушения от снаряда.
Много можно рассказывать о Покровском собре и всё равно не рассказать всего. Многим можно тут любоваться. Так просто невозможно отвести взгляд от удивительных цветах, распустившихся на стенах не только внутри собора но и на шатровых крыльцах. Говорят, сколько не ищи, а не найдёшь ни одногог одинакового. Не верите, приходите сами и поищите. Мы не нашли.


Северное шатровое крыльцо.
До реставрации свод северного крыльца был серого цвета «под штукатурку». В ходе работ был восстановлен восхитительный голубой свод с восьмиконечными звездами, созданный в XVIII век темперными красками. Так что не забудьте посмотреть вверх, когда будете выходить из собора.


Небесный свод северного крыльца.
На своде южного крыльца был восстановлен растительный узор, но реставраторам не удалось выяснить цветовую гамму. Поэтому узор был воссоздан в сером цвете. Здесь же можно увидеть, какая часть узора была восстановлена, а какая дорисована реставраторами. Светло-серый оттенок узора - это дорисовка, а темно-серый - это сохранившаяся часть узора.


Свод южного крыльца.
Последним местом в которое нас пустили оказалась колокольня собора. Сюда можно попасть во время лекции в Покровском соборе, посвященной его колоколам.


Колокола собора Покрова на Рву.



Колокола собора Покрова на Рву.
С колокольни открываются замечательные виды на наш город, которыми мы и предлагаем полюбоваться.


Вид на Васильевский спуск с колокольни собора Покрова на Рву.





Константино-Еленинская башня Московского кремля.



Колокольня храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.



Кампанилла московского Дуомо.





Украшение шатра собора Покрова на Рву.



Вид на церковь Блаженного Иоанна собора Покрова на Рву.



Украшение шатра южного крыльца.
Вот так прошел для нас день Покровского собора. Выражаем огромную благодарность за проведение этого незабываемого мероприятия заведующей музеем "Покровский собор" Сарачевой Татьяне Григорьевне.

Подробнее о сокровищнице и легендах красивейшего собора Москвы, вы можете прочитать в наших предыдущих постах.
Сокровищница Собора Покрова на Рву.
Легенды Собора Покрова на Рву.

Адрес: Покровский собор, Красная площадь, д 7.
Время работы: 1 июня - 31 августа: 10.00-19.00, касса до 18.30.
Цена билета: 350 руб, есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Previous post Next post
Up