Он, волнуясь, показал мне огромную книгу биографии Мизии Серт и заставил несколько раз прочесть эпиграф к ней.
В нем говорилось о русских женщинах.
- Имя не русское.
- Она полячка. Не имеет значения. Она родилась в Царском Селе. Когда я закончил школу, то пообещал себе выучить русский язык. Для меня все ваше - загадка. Ваш метафоричный язык. Гений на грани сумасшествия. Тоска на грани музыки. И женщины.
В его глазах было не что иное как очарование прошлого. Роскошные дворянки, бегущие в Париж, балет, тоска, ореол снега и света и "очи черные" которые он играет на скрипке, когда ему грустно.
Он узнал о них от своего учителя по скрипке. Старик, с прекрасным французским, иногда в порыве восхищения необыкновенно талантливым учеником кричал "великолепно!" по-русски, а потом рассказывал о своих бесконечных похождениях по миру. Он говорил об испанках с душами куртизанок, итальянках, простых, как паста путанеска, француженках, окутанных в ореол тайны.
"Но русские девушки... Он говорил, что они как сама природа. Сама тоска."
Я пожимаю плечами и советую ему не верить всему, что говорят учителя. А заодно музыке, картинам и книгам.
Мне приятно знать, что хоть где-то в мире сохранилось понятие о славянках, как о призрачных богинях, с неземным взглядом и нравом горячих лошадей. Потому что тут на меня и других девочек-славянок смотрят как на импортеров дешевого секса в зажиточные страны такого недосягаемого для нас ЕС. Когда-то при мне один из парней, встречающихся с моей подругой сказал: "как прекрасно встречаться с ней! она многого не требует, сама за себя платит, отдает мне все, что может и довольна малым. представь, королева, которая моет полы во дворце!" Мне почему-то очень больно врезались в память эти слова.
Все думают о том, что факт гражданства играет при знакомстве со славянками главную роль, что мы все очень хотим замуж за иностранца и, главное, что мы настолько обделены заботой и лаской, что согласны на все за небольшую порцию внимания. Что мы не можем постоять за себя, что мы второсортны по своей природе, забиты и затасканы. А тем временем фотографии проституток из моей страны занимают первые места на международных конкурсах документальной фотографии, выходят книги о дешевом пикапе в моем родном городе, и сколько бы языков ты не знала, сколько бы умной ни была, ты всегда останешься сексуальным объектом, который спит и видит, чтобы его одомашнили.
Мне обидно за себя, обидно за девушек из моей программы, которые только подтверждают то, что я пытаюсь опровергнуть, обидно за то, что с этим ничего, в итоге, не поделаешь.
...А в качестве эпиграфа была цитата Александра Дюма-сына:"Русские дамы, которых Прометей, должно быть, сотворил из найденной им на Кавказе глыбы льда и солнечного луча, похищенного у Юпитера...Женщины, обладающие особой тонкостью и особой интуицией, которыми они обязаны своей двойственной природе - азиаток и европеянок, своему космополитическому любопытству и своей привычке к лени. Эксцентрические существа, которые говорят на всех языках... охотятся на медведей, питаются одними конфетами, смеются в лицо всякому мужчине, не умеющему подчинить их себе. самки с низким певучим голосом, суеверные и недоверчивые, нежные и жестокие. Самобытность почвы, которая их взрастила, неизгладима, она не поддается ни анализу, ни подражанию"