...подкинутая сегодня в струе учебной программы... Ибо сегодня в рамках курса "Возрастной психологии" мы подошли к очень важному вопросу...
Эпиграф: "Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется...."
Ф. Тютчев
А именно, к "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути коррекции их последствий в ходе самовоспитания родителей".
Многие проблемы человека - из раннего детства, и не всегда ясно, откуда они собственно взялись....
Родители дают директивы совим детям в ходе самого обычного бытового общения, и существует процент детей, в подсознание которых может что-нибудь запасть (и застрять) из этих указаний и прорасти позже в виде серьезных проблем и комплексов уже не только в детские годы, но в их будущей взрослой жизни.
Вот какой анализ этих директив предложили американские психологи Р. и М. Голтберг.
1. Директива "Не живи!" - самая жестокая из всех...
читать дальшеВ бытовой речи часто проскальзывают ключевые фразы, дающие выход на эту директиву, например,
- "не нужен(а) мне такой плохой мальчик (девочка)!";
- "глаза б мои тебя не видели";
- "чтоб ты сквозь землю провалился" и т.д.
которые кодируются на уровне "не живи", поскольку в голове ребенка (любящего своих родителей при этом!) на уровне подсознания прыгает понимание: "я мешаю маме/папе", "я помеха в их жизни", "от меня только проблемы" и т.д.
Особенно это сильно задевает детей восприимчивых и тонкоорганизованых. И формирует у них комплек вины (который с возрастом может только усиливаться).
В результате, в ряде случаев, от родителей идет психологический обман: "я не сделал в своей жизни то-то только из-за тебя", то есть свои промахи и незавершенные дела (учеба, диссертации, карьера и т.д.) перекладываются на ребенка, якобы виновного во всем.
Ребенок улавливает позицию, что "лучше бы меня не было" и это дает толчок к запуску программы саморазрушения, поскольку у таких детей чаще всего нет чувства физическоцй безопасности и саморазрушение сразу выходит на физический уровень. дети оказываются в щоне риска - они в значительной мере подвержены травмам, несчастным случаям, серьезным заболеваниям и сознательным попыткам суицида или более длительного самоуничтожения (в том числе, наркомании). В итоге, нормальные родители, конечно, включаются в процесс "спасения" ребенка, борьбу за него, что рождает только усиление чувства вины у ребенка... И круг замыкается...
Часто встречаются и несколько смягченные проявления этой директивы - такие дети могут быть задирами и хулиганами вне дома ("нарываются", по сути, на наказание), чтобы снять гнетущее внутреннее напряжение и получить своего рода подпитку комплексу вины - "я действительно плохой". И при этом в равных условиях оказываются как безнадзорные, так и сверхопекаемые дети...
А когда такой человек все-таки вырастает у него зачастую все-таки остается на всю жизнь ощущение "никчемности себя"... И далее его жизненная стратегия, думаю, довольна прозрачна, ибо программа самоуничтожения все еще работает, пусть и чуть в замедленном режиме... Как бомба с часовым механизмом....
2. Директива "Не будь ребенком!".
читать дальшеВот такие фразы проводят эту директиву:
- "не будь как маленький";
- "пора быть самостоятельней" и т.д.
В подобных фразах (иногда даже и не по смысловой нагрузке, а исходя из интонации) ребенок ловит соотношение "ребенок"="плохой".
И, вырастая, такие люди не хотят брать ответственности за других. У них возникает тяжелый барьер в общении с детьми (своими, в том числе!), ибо где-то сидит - "быть ребенком нехорошо", иными словами им просто взрослые не дали возможности перерасти свои детские повадки и спокойно перейти к другим стадиям жизни... А по сути заклинили их на постоянном вопросе: "что из того,что я делаю не правильно, поскольку несоответственно возрасту" и т.д. И нет у людей внутренней уверенности в себе, им сложно вести себя естественно, адекватно реагировать на других людей...
Часто, со словами родителей "ты моя опора" - ребенок выходит на эту же директиву. Поскольку это значит, что не стоит, напрмер, отсоединяться от семьи. И многие другие естественные потребности человек начинает в себе подавлять.
Именно к такому программному родительскому просчету можно отнести и жалобы их выросших детей на то, что они часто думают "задним числом" - им трудно быстро и естественно высказывать свое мнение даже в разговоре. И часто это находит отголоски даже в интимной сфере, ибо такие люди часто скованны и неуверенны...
3. Директива "Не расти!"
читать дальшеПодобная установка часто навязывается единственным или младшим детям.
- "мама тебя никогда не бросит";
- "ты еще мал(а) для чего-то" (вместо разумных объяснений почему пока не следует чего-либо делать);
- "не торопись взрослеть" и подобные этому фразы.
И такой наводкой у ребенка тормозится естественное желание самостоятельности - зачем, если есть всегда рядом мама, которой я так нужен именно таким?
Часто в будущем это ведет к тому. что у взрослых детей будут проблемы в создании своей собственной семьи. Поскольку даже при наличии жены/мужы продолжают жить и выстраивать весь ход своих действий по интересам мамы... Такие истории, особенно в редакции жесткой связке "сын-мама", печатаются во многих источниках и все их знают, но они продолжают повторятся их поколения в поколение...
4. Директива "Не думай!"
читать дальше- "нечего тут рассуждать, давай лучше делай!";
- "не умничай";
- "забудь" и аналогичные формулировки.
Да уж.. Что говорить.. Жить людям с таким внутренним мироощущением непросто.. Часто, по наблюдениям психологов, они ощущают "пустоту" в голове и им сложно разбираться с текущими вопросами в своей жизни. Часто серьезные проблемы могут вызвать сильную головную боль в самом прямом смысле этих слов (и по мнению психологов, именно попытки зафиксировать момент возникновения болей могут помочь разобраться, на чем у человека блок и как найти способ его нейтрализовать). Зачастую, какие-нибудь необычные мысли такие люди могут пытаться отогнать от себя (алькоголь и т.д.), они часто высказывают недоверие к себе и к результатам своего умственного труда. Могут совершать ошибки и совсем не понимать, откуда они взялись потом. В случаях самых крайних - такие люди подвержены растройствам памяти.
И все это от привычки вслепую действвовать и не думать... Страшная вещь, если все-таки задуматься...
5. Директива "Не чувствуй!"
читать дальшеВ этом случае под запретом оказыываются все проявления эмоций (как "хороших", так и "плохих")
- "не смей злится";
- "как не стыдно бояться.." и т.д.
И подобным подходом родители на самом деле создают разрыв целостности жизни ребенка - между телом и психикой. Поскольку психика просто перестает правильно идентифицировать сигналы, идущие от тела (из породы диалога: "мне холодно" - "ты же мужчина, будешь терпеть"). В результате ребенок может заработать психосоматические заболевания (от ослабления иммунитета до различных вариантов хронических и других забалеваний).
К этому набору неверных позиций родителей нам преподаватель еще указала на всевозможные порывы взрослых "укормить" ребенка через силу... Это оказывается, тоже подталкиват к этой директиве, поскольку контролировать истинное положение своего состояния ребенок уже лишается.
И как-то восстановить баланс можно, если наступит в жизни выросшего человека момент, когда он сможет успешно пытаться осозновать свои эмоции и работать с ними, выбирая правильную реакцию.
Вспоминаются японские офисы, где стоят куклы, напоминающие начальника, дабы любой простой японец мог сорвать гнев на этом манекене и остыть от любого конфликта с руководством. А у нас пока все чаще на родных и близких все срывают...
6. Директива "Не достигай успеха!"
читать дальше- "мы не могли себе этого позволить, отказывали себе, только чтобы ты мог это получить";
- "тебе все условия, мы столько вкладываем в тебя, а ты - неблагодарный" и т.д.
Грубо говоря, под этими словами замаскирована невысказанная прямо зависть родителей к собственному ребенку, вроде как более счастливому, которому все вот "на блюдечке"...
Надо ли говорить, что в итоге ребенок, поймав эти посылы родных, всю жизнь будут с огромным трудом нести это бремя? Зачастую, за такими людьми будто "злой рок" ходит - многие дела их неэффективны, много сил забирает простое выживание, и каждый шаг к успеху, особенно на завершающих моментах, - мучителен...
Психологи советуют, для нейтрализации этого состояния, не делать таким людям какую-то часть работы одному, а, желательно, с кем-то. Кто будет доброжелательным спутникам в делах (даже, если не будет уж так особенно помогать по существу), что даст разрядку и успокоит внутреннюю нестыковку в психике...
7. Директива "Не будь лидером!"
-"не высовывайся";
-"не выделяйся" - подобными словами родители пытаются часто, и порой неосознанно, оградить своего ребенка от возможного непонимания или зависти со стороны окружающих. Но, на деле, ребенок получает