а читала, что этот роман положил основу идеям "новой, высшей расы" в европе, что он вдохновил третий рейх, наверное это всего лишь мысль, чья-то, но это только вероятность, гипотеза, хотя что такое энерия ВРИЛь, что дало название тайному обществу немцев,в нём точно описано.
Если уж что-то и было взято, так это идея возможности уничтожения других рас, только критерия "других" иные и причины уничтожения тоже. Испаганили такую идею. Ничего подобного фашизму или расизму не нашла,лишь описание убогости нашего мира, не изменившегося за последние 150 лет. Вдохновились уж точно не этим. Где же источник зла? Почву для размышления дал, но писать лень.
а ещё,если уйти от идеалогии, то этот текст для меня оказался невероятной нямкой, не думала, что с таким удовольствием буду его читать,с другими буквам, с кучей орфографических ошибок по современным правилам русского языка :)
Эдуардъ Бульверъ (лордъ Литтон).
Грядущая раса
С.-ПЕТЕРБУРГЪ,
Типографiя Ю. Н. Эрлихъ, Садовая, Э 9.
1891.
Дозволено цензурою. С.-Петербургъ, 5 Iюля 1891 года.
OCR Бычков М.Н.
В связи с отсутствием некоторых букв старого русского алфавита
используются следующие замены:
буква "и десятиричное" заменена на латинскую i;
буква "ять" заменена на е.
буква "фита" заменена на ф.
...такое выделенiе несколькихъ изъ среды большинства - самый фатальный признакъ расы, обреченной на вечное невежество. Разве ты не
видишь, что первое условiе счастiя для смертныхъ заключается въ прекращенiи
всеобщей борьбы и соревнованiя, только разрушающихъ тотъ покой жизни, безъ
котораго немыслимо достиженiе счастья, какъ нравственнаго, такъ и
физическаго? Мы думаемъ наоборотъ, что чемъ более наша здешняя жизнь будетъ
приближаться къ высшему идеалу загробнаго существованiя безсмертныхъ духовъ,
чемъ более она будетъ походить на будущее блаженное бытiе, - темъ легче мы
перейдемъ въ него впоследствiи.
Разве въ своемъ воображенiи мы можемъ себе представить жизнь боговъ,
или безсмертныхъ иначе, какъ чуждую всякихъ страстей, подобныхъ любостяжанiю
и честолюбiю.
Намъ кажется, что эта жизнь, при полномъ развитiи умственной и духовной
деятельности, должна быть преисполнена яснаго покоя; но какова бы ни была
эта деятельность, она должна соответствовать склонности каждаго, однимъ
словомъ - это должна быть жизнь, проникнутая однимъ радостнымъ чувствомъ
мира и благоволенiя, въ среде котораго должны исчезнуть все страсти - вражды
и ненависти, борьбы и соперничества. Таковъ идеалъ общественной жизни, къ
достиженiю котораго стремятся все нацiи Врилья и на которомъ основаны все
наши теорiи государственнаго устройства. Ты видишь какъ несовместима эта
идея прогресса съ понятiями, господствующими между твоимъ неразвитымъ
народомъ, который въ своемъ бурномъ движенiи, только стремится увековечить
непрерывную борьбу страстей, съ ихъ постоянными спутниками - горемъ и
заботою. Далеко за пределами Врилья, существуетъ нацiя, самая могущественная
изъ всехъ живущихъ въ нашемъ мiре, которая считаетъ свое политическое
устройство и свою систему управленiя образцомъ, достойнымъ подражанiя для
всехъ прочихъ. Они поставили за образецъ благополучiя постоянное
соперничество во всехъ вещахъ, такъ что среди нихъ страсти не утихаютъ ни на
одно мгновенiе: они въ постоянной борьбе изъ за власти, богатства,
известности, и просто ужасно слышать те поруганiя и клеветы, которыми
осыпаютъ другъ друга даже самые лучшiе изъ нихъ, безъ малейшей совести и
стыда......
"Дело въ томъ", продолжала Зи, "что если разумная жизнь должна
стремиться къ подражанiю яснаго спокойствiя безсмертныхъ, то ужъ конечно
ничего не можетъ быть дальше отъ цели, чемъ подобная система, целикомъ
воплощающая въ себе всю ту борьбу и тревоги, которыя отличаютъ смертнаго
человека».