Фото 1. На днях нам выдали солнечный день без единого облачка. Такое упускать зимой нельзя и мы отправились гулять с его Высочеством.
Фото 2. Его Высочество как-то очень вовремя заснул, что стало вторым подарком судьбы в этот день. Солнце, Париж и ребенок, сладко спящий в коляске = счастье))))
Фото 3. Не теряя времени даром, я тут же направила стопы в сторону ближайшей церкви, которую люблю, но давно не была. И это Сен-Сюльпис.
Фото 4. Я попробую рассказать про нее без особого занудства, если получится. В далекие-далекие времена, веке в X, на этом месте было кладбище, что подтверждено обнаружением могильной плиты во время раскопок 18 века, и, соответственно, тут была часовня. Потому что кладбищ без соответствующей постройки не было. (Единственный вопрос у меня вызывает тот факт, что плиту нашли почему-то только одну, хотя за 8 веков остальные надгробия могли, конечно, исчезнуть во время строек и перестроек церкви, но как тогда эту не заметили?)
Фото 5. Приход Сен-Сюльпис появился в 1159 году, образованный аббатами Сен-Жермен-де-Пре, которым папа Адриен IV отдал под их полную юрисдикцию все церкви, стоявшие на землях аббатства. В 1211 году строительство городской стены Филиппа Августа разделило приход на две части, одна часть оказалась на территории Парижа, что послужило возникновению конфликта между епископом Парижа и епископом аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Ну оно и понятно, такой кусок пирога вдруг оттяпали у аббатства, а кто же любит делиться то?))))
Фото 6. С XII по XIV века была построена новая церковь, которая к XVII веку изрядно обветшала и могла развалиться прям на головы прихожан во время мессы. Приходской священник Жан-Жак Олье, вступивший в должность в 1642 году, подал прошение королю, королеве и иже с ними о строительстве новой большой красивой церкви, (обещая отмолить все грехи, видимо).
Фото 7. Комиссия под председательством принца Конде прикинула расходы, доходы и решила, что спасение души того стоит, разрешение выдало. И даже денег через три года выделило государство. 20 февраля 1646 года Анна Австрийская заложила первый камень в строительстве нового собора.
Фото 8. Но, как говорится, "было гладко на бумаге, да забыли про овраги". Деньги с неба не падали, несмотря на усиленные мольбы священников, поэтому строили собор 130 лет, и так и не достроили, строго говоря. Одна башня осталась недоделанной, что придает внешнему облику церкви некоторую изюминку.
Фото 9. Шесть архитекторов основных, (и еще несколько второстепенных), сменились за годы строительства: Кристоф Гамар, Луи ле Во, Даниэль Гитард (и его сын), Жиль-Мари Оппендор, Сервадони (чьим именем названа бывшая улица Могильщиков, упирающаяся в Сен-Сюльпис, где жил д'Артаньян Дюма) и, наконец, Жан-Франсуа Шальгрен.
Фото 10. Южная башня резко отличается от своей северной, богато украшенной, сестры аскетизмом.
Фото 11. Но войдем уже в церковь, чтобы насладиться интерьером.
Фото 12. Пьета XIX века.
Фото 13. Великолепные витражи XVII века.
Фото 14.
Фото 15. Фрески Делакруа притягивают взгляды не только ценителей искусства, но и взгляды людей, никогда не слышавших про художественную школу.
Фото 16. Святой Жан-Батист де ла Салль, покровитель учителей. Канонизирован в 1900 году за свои усилия в помощи бедным и обездоленным детям. "В 1678 году де ла Салль основал свою первую бесплатную школу для бедных детей, а 25 мая 1684-го им было провозглашено создание конгрегации «Братья христианских школ». В дальнейшем по инициативе де ла Салля открывались воскресные школы, ремесленные училища, школы-интернаты для бездомных детей в Реймсе, Париже, а затем в Руане, куда де ла Салль перебрался в 1705 году." (стырено в википедии)
Фото 17. Рождественские вертепы уже стоят во всех церквях, ведь до католического Рождества осталось всего 9 дней.
Фото 18. Еще роспись потолка соседней часовни. XIX век.
Фото 19. "Эй, братва, я на месте! Давайте ко мне!!!")))) Святой Жан-Батист созывает паству))
Фото 20. Исповедальни просто великолепны.
Фото 21. Надгробный памятник кюре церкви.
Фото 22. Потолок купола украшен четырьмя медальонами XVII века, которые явно нуждаются в руке реставратора.
Фото 23. Главный алтарь сверкает позолотой.
Фото 24. Памятная доска кюре Жан Жаку Олье.
Фото 25. Деревянные панели хранят былую роскошь в своей истершейся позолоте.
Фото 26.
Фото 27. Церковь явно нуждается в реставрации. Но в наше время сложно уже набрать богатых прихожан, которые будут поддерживать церковь в идеальном состоянии на свои пожертвования. А у государства столько денег нет, да и у Ватикана на всех золотых запасов не хватит, наверное.
Фото 28. На этом витраже XVII века с изображением Сен-Дени я прервусь, чтобы продолжить чуть позже.
Продолжение следует...