You can watch this video on www.livejournal.com
http://konservatizm.org После создания указом президента РФ Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначения на должность полномочного представителя президента Александра Хлопонина интерес к происходящему в данном регионе со стороны политического и экспертного сообщества значительно возрос. В то же время выполнение главной задачи, поставленной президентом Александру Хлопонину, - модернизация Северо-Кавказского федерального округа - осложняется в первую очередь тем, что по сей день продолжается отток из республик Северного Кавказа русского населения, а именно наиболее квалифицированных кадров, которые так необходимы сегодня для модернизационного скачка.
Подавляющее большинство русских, покинувших республики Северного Кавказа в период с 1989-го по 2010 год, как раз и представляло собой квалифицированную прослойку - учителей, врачей, инженеров, специалистов в области высоких технологий, научных работников. В частности, по этой причине почти полностью остановлены предприятия оборонно-промышленного комплекса в Дагестане, обеспечивавшие до 80% дагестанской экономики. И это лишь один из примеров. Совокупность подобных факторов в значительной степени и привела ситуацию к тому экономически депрессивному состоянию, с которым сегодня призван бороться Александр Хлопонин.
Несмотря на то что отток русского населения продолжается, действующие на Северном Кавказе правозащитные организации, в числе которых фонд «Мемориал», СОВА и т. п., фиксируют только те случаи нарушений, которые касаются исключительно притеснений представителей северокавказских этносов со стороны местных органов власти и федерального центра, в особенности со стороны силовых структур. В то же время совершенно не придаются никакой огласке и рассмотрению факты нарушения прав русского населения, в частности факты притеснения русских со стороны как местной власти, так и местного «титульного» населения республик СКФО. Из-за этого создается исключительно однобокая картина происходящего на Северном Кавказе, а это, в свою очередь, служит причиной возникновения ряда серьезных проблем для руководства России в отношениях с такими западными структурами, как Совет Европы, ОБСЕ, Европейский парламент, Комиссия по правам человека и др.
Как ни странно, но в этом же ключе работают и местные СМИ республик СКФО, подконтрольные республиканским властям, также замалчивая факты притеснения русского населения. И если в первом случае основной целью является столкнуть между собой федеральное руководство РФ и западные структуры, занимающиеся мониторингом ситуации с правами человека, создав тем самым политические проблемы для руководства России в отношениях с руководством западных стран, то в ситуации с местными СМИ мотивы совершенно иные. Республиканские власти Северного Кавказа боятся огласки фактов притеснения русского населения и продолжающегося оттока русских с Северного Кавказа в связи с тем, что не хотят портить общей имиджевой картины в своих республиках, что сказывается в конечном итоге на объемах финансовых потоков из федерального центра в эти тотально дотационные регионы, что подробно рассматривается в докладе. Следует напомнить, что, например, в Ингушетии и Дагестане в данный момент действуют федеральные программы по возвращению русских в эти республики, на которые выделяются средства из федерального бюджета (в Чечне подобная программа так и не заработала).
В чем причины, предпосылки и каковы могут быть факторы сдерживания оттока русских с Северного Кавказа? В чем заключается этносоциологический аспект развития Северного Кавказа? Какими должны быть определение и разделение понятий «этнос», «народ», «национальность», «нация», важность этносоциологической экспертизы для бесконфликтного развития Северного Кавказа?
На эти и другие вопросы ответил заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин в прямом эфире KM TВ 18 июня.