Проект водонапорной башни в Гусь-Хрустальном задумывался в середине 19 века. С первого взгляда в глаза бросается не характерная форма инженерного сооружения. Интересно, что сподвигло архитектора к столь необычному проектному решению? Для меня остаётся загадкой.
Первый водопровод в городе был построен в 1846 году с водонапорной башней в 6000 вёдер. А почему именно вёдер? оказывается всё очень просто. Согласно народной энциклопедии: В XIX веке ведро - основная единица жидкой вместимости, используемой для спирта, льняного масла, масла конопляного семени составляло 12,3 л (~ 3,25 американского галлона). Ведро было определено Указом в 1819 году как объём 30 имперских фунтов перегнанной воды (дистиллированной воды) при наибольшей её плотности при температуре 13 1/3 °R или 750,57 куб. дюйма. Это определение было повторено в Указе от 11 октября 1835 года «О системе Российских мер и весов»[2]. Указом 1835 г. была узаконена следующая система мер жидкостей: 1 ведро = 2 полувёдрам = 10 кружкам (штофам) = 20 полукружкам. С 1899 года на основе Положения о мерах и весах система мер объёма жидкостей имела следующий вид: ведро = 10 штофам (кружкам) = 16 винным бутылкам = 20 пивным бутылкам = 100 чаркам = 200 шкаликам.К концу 19-го столетия ведро было определено как объём 30 фунтов перегнанной воды при 16 2/3 °C. В 1902 году значение ведра было выражено в метрических мерах: 1 ведро = 12,299 л.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров холодной воды в сутки. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды. Разовый смыв в туалете-8-10 литров воды. Во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. Вряд ли кто-то из нас об этом задумывался.
Как правило на рубеже XIX-XX веков водонапорные башни строились в непосредственной близости с железной дорогой, что было продиктовано большой потребностью жидкой субстанции для питания подвижного состава железных дорог. Не исключением стала и эта башня. Рядом с ней находится железнодорожная станция и красивый белокаменный вокзал:
Но давайте вернёмся к нашему инженерному сооружению:
Не смотря на свою необычную форму, башня гармонично вписывается в современную архитектуру города и не выглядит белой вороной на фоне современного градостроительства. В тени густых деревьев оборудована импровизированная зона отдыха со скамейками и местные жители любят провести здесь свободную минутку:
В поисках марки точной нивеллировки я обошёл по кругу, но увы её обнаружить не удалось.
Зато с противоположной стороны был обнаружен вспомогательный павильон для станции второго подъёма:
Эта необычная находка будет оригинальным дополнением в мою коллекцию водонапорных башен:
Вполне возможно, что я что-то упустил из конструктивных особенностей, но в этом городе я довольно частый гость, так что если что будет повод вернуться: