История канализации начинается приблизительно около 2600 года до нашей эры. Первые сооружения были обнаружены в городах Индской цивилизации. Канализа́ция является составной частью системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твёрдых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых строчный вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоем.Необходимый элемент современного городского и сельского хозяйства. Нарушение его работы может ухудшить санитарно-эпидемиологическую ситуацию в местности.
Исторические летописи указывают, что еще в 14 веке в России были вырыты подземные каналы для отвода сточных вод. К 1367 г. относится постройка водосточной трубы от центральной части Московского Кремля до Москвы-реки. Однако в последующем Россия отставала от других стран Европы в темпах канализационного строительства. Только в 1825 г. были построены Самотечный и Неглинный каналы, служившие для отвода атмосферных стоков. Попадали в них и бытовые сточные воды, никакой очистки стоков не предусматривалось- всё сливалось непосредственно в водоем. Уже в первые годы эксплуатации московской канализации стало ясно, что требуется ее расширение. В 1910 г. Московская городская Управа создала комиссию из опытных инженеров, работавших в области канализации г. Москвы. Комиссия выполнила большой объем изыскательских и проектных работ, в результате которых был подготовлен доклад, где указывалось на подходящие земли для новых полей орошения. Своим рождением Люберецкие поля орошения во многом обязаны П.Ф. Королькову. Результатом явилось приобретение у купцов-владельцев Некрасова (название будущего рабочего поселка по фамилии купца-чаеторговца Некрасова), Скальского (с. Бедрино) и Шаховского (с. Зенино) песчаных земель, общей площадью 1786,85 га. В последующие годы еще докупались участки земель и к январю 1914 г. образовалось Люберецкое имение, общей площадью 1858,3 десятин. 16 июля 1914 года был утвержден проект устройства осадочных бассейнов на Люберецких полях орошения. Московская городская Дума на заседании 4 июня 1915 г. постановила : «Учредить с 1 января 1915 г.
Люберецкий загородный канализационный участок в составе двух отделов: Технического и Хозяйственного. Разрешить перечислить сумму до 16000 рублей кредиту для устройства канализации.(20 июня 1915 г. Московская городская Дума одобрила порядок производства работ в период 1915-1917 гг. по возведению зданий на Люберецком загородном участке, необходимых для эксплуатации 525 десятин Люберецких полей орошения.
В начале 1960 годов, когда была построена Курьяновская станция очистки люберецкие поля постепенно стали выводить из оборота. К началу XXI- века от Люберецкого имения остались только заросшие кустарником аллеи, среди которых что-либо разобрать довольно трудно. Местные автобаны порой даже не пригодны для пеших прогулок, хотя некоторые еще очень даже ничего:
А на самом удаленном от проходящей рядом автомобильной трассы участке полей, чудом уцелел небольшой кусочек практически в первозданном виде. По разным источникам он является законсервированным на всякий пожарный случай.
Здесь сохранилось три акведука-виадука.
В википедии дается такое трактование предмета:
«Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.»
Сейчас на полях проложили новую объездную дорогу и сейчас она проходит в непосредственной близости с сохранившимися сооружениями. В первую очередь на глаза попадается магистральный трубопровод:
Перепад по высоте порядка шести метров. Сама труба в диаметре около 75-ти самнтиметров:
Впереди у нас несколько мостов. Как правильно называть эти гидротехничекие сооружения. Вся дорога раньше была устелена ж/б плитами. Местами их выдернули охотники до легкой добычи:
На первом мосту сохранилась оригинальная окраска желтого цвета и дата ввода в эксплуатацию. Сначала я его назвал "историческим", а потом закрепилось более прозаическое название: "желтый мост":
Конструктивно было заложено два магистральных трубопровода, которые располагались непосредственно под мостом. Когда они перестали справляться с потоком нечистот добавили еще одну трубу рядом, правда меньшего диаметра:
Последний раз я заезжал сюда осенью 11-го года. На деревьях тогда не осталось уже ни единого листика, все вокруг выглядело довольно уныло. Сейчас просто буйство зеленых красок, но зайти со стороны довольно проблематично. Сейчас в округе царство жгучей крапивы:
Если приглядеться, то можно разглядеть остатки паспорта этого моста. Правда табличка практически полностью проржавела и разобрать на ней ничего не возможно. Может удастся найти таблички в лучшем сохране:
Перила на мосту покрыты лишайником. Это говорит, что мы находимся в экологически чистом месте. Вроде как лишаи не растут где не попадя:
А внизу словно разлили кислотную реку. На самом деле поверхность его покрылась ряской:
Следующий мост мы прозвали "арочным". ОН самый длинный из трех. Его длина раз пять больше предыдущего:
Внизу проносится бурный поток. И вода прозрачная как слеза:
Под мостом трубы имеют ревизионные люки сверху и снизу. Верхние просто огромные, а нижние служат для слива дренажа на случай ремонта и ревизии:
На противоположной стороне просматривается еще одна труба. Она металлическая и без оплетки:
Некоторые несущие колонны у основания кто-то обгрыз. Видимо лед во время половодья:
В кадр лезут посторонние предметы:
На этом мосту тоже нашли табличку. На ней хоть что-то можно разобрать: "Железобенонное сооружение...Инж..Московский водоканал". Что-то додумал, что-то читаемо:
Второй раз я здесь и меня опять тянет пройтись по этой трубе. Но я не готов на такие подвиги:
Тем более не хочется нарушать природное равновесие. Вполне возможно и здесь чей-то домик:
Сколько еще простоит это сооружение? Погибнет оно от рук человеческих или от природной стихии:
Перила видимо сбиты нерадивыми водилами:
Мой штурман ждет меня на верху. И кажется, что он немного приморился:
На этом мосту снято еще больше дорожных плит:
Пора оседлать коня и двигаться к последнему мосту. Здесь кстати довольно оживленное движение. Мы чуть не оказались под колесами юных велосипедисток. Управляли они своими байками как настоящие блондинки:
Последний виадук-акведук самый разрушенный из трех. Его ограждения практически полностью обрушились:
Он получил название "Мост IN-YAN" из-за обнаруженного еще в первый раз рисунка. А когда я делал этот кадр, то в нижнем левом углу заметил маленького олененка:
Он сильно похож на замученного в неволе персонажа диснеевского мультфильма Bembi:
На этом наше исследование чудом уцелевших мостов заканчивается. А на выезде нас встречает вроде как даже действующая КНС-ка:
Согласно последних соглашений между правительством Москвы и Московской области: "Почти в два раза увеличился столичный район Некрасовка Юго-Восточного округа Москвы за счет присоединенных к нему Люберецких полей аэрации. Мэр столицы Сергей Собянин подписал распоряжение о включении полей в состав района."
Этот место пока территориально находится в Московской области, но уже скоро отойдет Москве. Рядом даже строится ветка Московского метрополитена. Надеюсь этим рассказом не закончится цикл историй про Зенинскую усадьбу.