Неопалимовские переулки

May 12, 2012 11:21

Прилежащий к Садовому кольцу район, заключённый в пятиугольник Смоленским бульваром, Зубовской улицей, Девичьим полем, Плющихой и Ружейным переулком, и пересечённая Неопалимовскими переулками, не является популярным экскурсионным объектом. Здесь нет древних памятников, да и заурядная застройка, рассечённая столь же заурядными современными зданиями, совсем не складывается в единый ансамбль.

Но, пожалуй, именно этой «серостью» и привлекательна эта местность, как типичный представитель московского района средней руки начала XX века с соответствующей небогатой, но совсем не трущобной застройкой.

Даже у самого заурядного района Москвы можно найти характерную историческую черту. В нашем случае особенность в в том, что окрестности Неопалимовских переулков облюбовали московские архитекторы.



Окраины старой Москвы. Экскурсия 4. Неопалимовские переулки






1. Начнём экскурсию от ближайшей станции метро. Это «Смоленская» Филёвской линии. Выход со станции находится в доме, построенном архитектором И.В. Жолтовским для работников НКВД в 1939-50 годах.


2. Как известно, «Смоленская» была конечной станцией первой очереди московского метро, открытого в 1935 году. Так выглядел павильон станции, исчезнувший при постройке дома Жолтовского.


3. Из павильона можно было попасть не только в метро, но и в подземный переход под Смоленской площадью. Сейчас тот самый переход никак не связан с метро, и считается самым первым подземным переходом Москвы.


4. Двигаясь от метро в сторону реки, можно увидеть златоглавый храм Николы, что на Щепах, получивший название по бывшему здесь царскому дровяному двору. Чуть дальше лежат и Николощеповские переулки.


5. Храм конца XVII века в советское время был встроен в новое здание, разобранное в начале 1990-х при восстановлении. На фото запечатлена колокольня во время промежуточного этапа реставрации.


6. На уровне Первого Николощеповского переулка начинается открытый участок Филёвской линии. Но в 1978 году, когда всё вокруг уже было застроено жилыми домами, для уменьшения шума участок до моста сделали крытым. Сверху образовалась обширная терраса. Виды с неё открываются фантастические, особенно поближе к мосту. Здесь было бы прекрасное место для прогулочной зоны, но сейчас это мёртвая зона, затянутая колючей проволокой.


7. Там, где поезда вырываются из жерла туннеля на метромост, в 1966 году снимали фильм «Берегись автомобиля».


8. Здесь был гараж, где Семицветов держал свою «Волгу».


9. Смоленский метромост был построен в 1937 году.


10. Арка в полных пять этажей в доме № 2 по Смоленской набережной. Сквозь арку виден Дом нефтяников на противоположном берегу.


11. Доминанта местности это, конечно, здание МИДа. Кстати, в изначальном проекте над зданием не было шпиля (как показано на фото), что делает его похожим на американские небоскрёбы. Существующее завершение собрано из металла и является чисто декоративным.



12. Пройдя дальше по Смоленскому бульвару, мы приблизимся к самим Неопалимовским переулкам. Здесь, в самом начале первого из них, владение № 1 принадлежало знаменитому инженеру В.Г. Шухову. Его работы известны каждому, упомяну об одном из многих - опоре ЛЭП на Оке.


13. А вот и сам Владимир Григорьевич во дворе своего дома. Работал он в конторе предпринимателя А.В. Бари на Мясницкой. Завод паровых котлов Бари, где изготовляли конструкции для сооружений по проектам Шухова, находился в районе нынешней «Автозаводской» на месте завода «Динамо».


14. От владения Шухова не сохранилось ничего: на этом месте построены большие жилые дома.


15. В сторону от Первого убегает Третий Неопалимовский переулок.


16. Дом номер 4 - усадьба Д.Ф. Дельсаля. Образец послепожарной застройки, и тоже связанный с архитектурой: здесь в конце XIX века жил архитектор П.Д. Дельсаль.


17. За оградой особняка скрывается памятник Пушкину, который здесь неоднократно бывал.


18. В глубине квартала стоит чудом сохранившийся деревянный барак, в нём размещается магазин музыкальных инструментов.


19. Огромный дом за бараком имеет большую историю. Он был построен как доходный в 1915 году по проекту известного Ф.Н. Кольбе, речь о котором будет дальше, а в 1920-30-е годы здесь было общежитие МГУ и генеральские квартиры, в частности, здесь жил Дмитрий Карбышев.


20. Угол Первого и Второго Неопалимовских переулков занят современным зданием.


21. А так выглядело это место в 1913 году. Поодаль виднеется восьмерик храма Неопалимой Купины, давшей имя переулкам.


22. С появлением храма связана одна легенда. По ней, попавший в опалу царя Фёдора Алексеевича придворный конюх боярин Дмитрий Колошин усердно молился перед ликом иконы «Неопалимая Купина» в сенях Грановитой палаты, после чего Богоматерь явилась царю во сне и возвестила о невиновности Колошина. В благодарность боярин в 1680 году поставил храм, куда перенёс чудотворную икону. Очень похожая история связана у церкви Трифона в Напрудном.


23. В 1920-е храм снесли, и сейчас на его месте тоскливая пятиэтажка и детская площадка.


24. Дом № 6, и снова владение архитектора. Участок принадлежал Александру Фелициановичу Мейснеру, автору современного фасада Дома Союзов, ведь именно под его руководством велась в 1903 году последняя перестройка знаменитой постройки Матвея Казакова. Кроме того, за архитектором числится ряд доходных домов, больниц, богаделен, а также храм Александра Невского при университетских клиниках на Девичьем поле неподалёку. Собственный скромный особняк Мейснер построил в 1907 году.


25. Через два дома можно увидеть ещё один особняк, куда более представительный. В конце XIX века участком владел архитектор Голицынской (Первой Градской) больницы Никита Фёдорович Кольбе. Его сын, Фёдор Никитич, тоже зодчий, в два этапа построил существующее здание. Первой появилась пышная левая часть, а в 1913 году достроена правая, украшенная только майоликой и модерновыми решётками балконов.


26. Ф.Н. Кольбе известен постройкой в 1914 году кинотеатра «Форум», доведённого сейчас до состояния руин.


27. Ровно напротив стоит дом архитектора Фёдора Алексеевича Ганешина, проявившего себя только в постройке доходных домов.


28. Массивный доходный дом на углу с Земледельческим переулком построен в 1913 году по проекту П.В. Харко.


29. Владение в самом конце Неопалимовского переулка, на месте которого построен современный дом, в начале XX века принадлежало Алексею Устиновичу Белевичу, занимавшему должность архитектора Сретенской и Тверской частей города, а также Усачёвско-Чернявского училища, речь о котором пойдёт в конце экскурсии.


30. Первый Неопалимовский переулок упирается в Плющиху, где можно встретить невольные напоминания о знаменитом фильме 1967 года.


31. Две советские громады зажали доходный дом М.Г. Щербаковой, построенный в 1912 году архитектором Н.С. Курдюковым.


32. А у доходного дома В.В. Киселёва уже знакомая нам история. Год постройки - 1913, архитектор - А.Ф. Мейснер.


33. Уйдём с шумной Плющихи в тишину дворов и переулков.


34. Наверно, шикарный по советским меркам жилой комплекс Плющиха, 27.


35. Забавной игрушкой, фигурным пряником выглядит этот домик с башенками, стиснутый двумя безликими коробками. Его построил в Ружейном переулке  в 1913 году по собственному проекту владелец, зодчий М.А. Исаков.


36. Дом так и тянет к себе, услаждая взгляд, уставший от унылых новостроев.


37. От дома Исакова начинается Земледельческий переулок, проходящий перпендикулярно Первому Неопалимовскому. В доме № 20 находится репетиционная база ансамбля имени Александрова. Здание украшено мемориальной доской в память о выступлении в 1920 году Ленина перед выпускниками кавалерийской школы, чей манеж здесь располагался тогда. Сам манеж был построен для Земледельческого училища, огромное владение которого простиралось отсюда до самого Смоленского бульвара.


38. Поднимемся по Земледельческому переулку в южном направлении. Слева привлекает внимание богато украшенный доходный дом, построенный также в 1913 году, по проекту В.Е. Дубовского.


39. Этот зодчий часто прибегал к оригинальным приёмам при проектировании фасадов. В данном случае легко заметить средневековые рыцарские мотивы. После Революции Дубовский занялся проектированием электростанций.


40. В маленьком особнячке напротив в 1879-82 годах жил художник Илья Репин. Здесь он работал над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Царевна Софья». Для второй картины ему позировала жена известного композитора В.С. Серова. Здесь же жил её сын, ученик Репина и будущий знаменитый художник В.А. Серов.


41. Ограда особняка украшена скульптурой крестьянки с серпом.


42. Примечательный своим простым фасадом дом № 3.


43. Перед домом припаркован странный гибридный драндулет.


44. Земледельческий переулок упирается в улицу Бурденко, где находится самый известный объект в окрестностях - дом Палибина. Это прекрасно сохранившийся особнячок, один из многих, строившихся в Москве после пожара 1812 года.


45. Во двор ведут аутентичные ворота.


46. Дом Палибина выглядит крохой по сравнению со своим соседом - доходным домом Л.А. Баумгартен, построенным в 1913 году в стиле псевдоготики по проекту Д.В. Челищева.


47. Нарядный домик на противоположной стороне Плющихи, построенный в 1917 году, в 1970-е годы фланкирован двумя кирпичными многоэтажками.


48. На спуске к реке построен современный комплекс с охраняемой территорией «Три тополя на Плющихе».


49. Красивые ворота кафе напротив.


50. Имя находившегося здесь Помётного (позже Чистого) вражка живёт в названии Крестовоздвиженского храма, построенного в XVIII веке.


51. Дом № 55 на Плющихе, построенный архитектором Г.К. Олтражевским - снова доходный, и снова построенный в 1913 году. Внимательный читатель отметит ту деталь, что многие дома на пути экскурсии построены в том году или около. Это связано с тем, что в означенном 1913-м городская канализация перешагнула Садовое кольцо и охватила этот район. Домовладельцы поспешили заменить свои одно- и двухэтажные домишки на пяти-шестиэтажные громады доходных домов или на полноценные особняки. На снимке стоит заметить ещё кое-что: боковой фасад дома № 55 (красного) декорирован так же нарядно, как и выходящий на Плющиху, что совершенно не характерно для доходных домов начала XX века.


52. Это потому, что дом был построен на углу Плющихи и Грибоедовского переулка.


53. Вот  аналогичный современный вид этого места. В 1930-е годы он почти полностью исчез под громадой военной академии.


54. Пройдём по Плющихе дальше и повернём на проезд Девичьего поля у здания с молотком на фасаде.


55. Здание Военной академии имени Фрунзе построено в 1932-37 годах по проекту Л.В. Руднева (строителя ГЗ МГУ) и В.О. Мунца и относится к одной из самых удачных построек того времени.


56. Перед ней лежит обширный сквер Девичьего поля, где установлен бюст Михаила Фрунзе, а за ним фонтан, ведущий в систему подземных коммуникаций.


57. Интересная деталь здания - белокаменный куб, возвышающийся над стилобатом.


58. На кубе установили изваяние, напоминающее тяжёлый английский танк времён Первой Мировой войны, до последнего времени там стояла БМП-1, а сейчас куб пустует.


59. Переднюю стену куба украшает гордая надпись. Сейчас уже не разобрать тщательно сбитых букв фамилии автора - «Сталин».


60. Рядом высится новое общежитие для курсантов.


61. Экскурсия заканчивается на пересечении Девичьего поля с Зубовской улицей. Здесь стоит примечательное здание. В его основе особняк конца XVIII века, в середине XIX принадлежавший основателю стекольных заводов Гусь-Хрустального С.И. Мальцеву. Позже здесь расположилось Усачёвско-Чернявское женское училище. Тогда между домом и флигелем была встроена церковь Александра Невского.


62. Наконец, в 1930-е годы над всем комплексом были надстроены два этажа и здание стало жилым. Дошедшее до нас странное сооружение находится в самом плачевном состоянии.


При подготовке материала использовалась книга А.В. Рогачёва «Окраины старой Москвы»

architecture, Окраины старой Москвы, Москва/Центр, 550d, Москва, 2012

Previous post Next post
Up