Авиация местных линий, или ближнемагистральная авиация - это то, что в современной России почти исчезло. А в советское время между областными центрами или в города поменьше регулярно летали небольшие самолёты, по вместимости напоминавшие даже не автобус, а маршрутку. Судите сами: господствовавшие на этих трассах после войны самолёты Ли-2, Ил-12 и Ил-14 брали на борт от 15 до 36 пассажиров.
А в середине 1960-х им на смену пришла реактивная машина, спроектированная в КБ Яковлева, и названная Як-40. Сегодня мы внимательно рассмотрим самолёт, внутри которого установлено всего 21 пассажирское кресло. Чем не летающая маршрутка?
Як-40 HA-LRA построен в 1974 году в Саратове, летал в а/к Linair (Hungarian Regional Airlines) и хранится теперь в музее «Аэропарк» под Будапештом.
Обращают на себя внимание непропорционально огромные колёса. Самолёт был спроектирован для эксплуатации на не оборудованных бетонной ВПП аэродромах.
Поднявшись по откидному трапу, попадаем в короткий коридор, где слева - буфет (контейнеры для еды и кипятильник), а справа - туалет.
Микрофон для оповещения пассажиров и трубка для связи с кабиной.
Салон на 21 пассажира компоновкой 1+2.
В передней части салона расположено отделение для багажа.
Напротив - дополнительная дверь, она же - аварийный выход.
И дверь в кабину пилотов. Пройдём туда.
Экипаж самолёта состоял из 3 человек. Два пилота размещались в креслах, а для бортинженера была предусмотрена откидная сидушка в проходе, её краешек виден справа внизу.
Средний пульт с тремя РУДами.
Пульт автопилота.
Штурвал второго пилота.
Правая приборная панель.
Педали для управления рулём направления.
Панель и штурвальная колонка командира ВС.
Верхний пульт.
Боковая панель с пультами радиостанций, кислородным оборудованием. Позади - панель автоматов защиты сети (АЗС).
Таблички - то немногое, что осталось тут на русском.
Панель с информацией исключительно для бортинженера.
В ящике обнаружился артефакт - лётный противогаз (противодымная маска).