Тайны Бернардинского монастыря

Sep 01, 2014 10:05

Сегодня монастырь бернардинок - заброшенное и руинированное здание на Южном острове Брестской крепости. Это почти забытая городская достопримечательность, последний осколок средневекового европейского города, уничтоженного при строительстве российской крепости. Пока ещё жива надежда на его спасение.








1. В XVII веке Брест состоял из трёх частей: замка, «места» (городских кварталов) и Замуховечья. На карте показаны замок и южное предместье города, Замуховечье. Сразу за мостом находилась площадь, от которой расходились две улицы: Луцкая (или Волынская) и монастырская. На площади стояли два монастыря ордена бернардинцев, мужской и женский.


2. Бернардинцами называли членов монашеского католического ордена, существовавшего на территории Беларуси, Литвы и Польши. Это была ветвь францисканского ордена, реформированная Бернаром Сиенским. В Брест-Литовске они появились в начале XVII века по приглашению местного жителя Мартина Шишковского, который отдал бернардинцам свой дом и участок, а также построил для них каплицу. В 1605 году монахи возвели первые деревянные постройки. С пожертвований Льва Сапеги и Яна Галемского началось строительство каменного мужского монастыря и костёла, который в 1623 году был освящён во имя Иоанна Крестителя и Святой Анны. На макете, имеющемся в городском историческом музее, мужской монастырь и костёл - слева.


3. В 1624 году при поддержке Гелены Копцювны из рода Дольских был основан женский монастырь, поначалу также деревянный. Но лишь в 1750 году был освящён каменный костёл во имя Непорочного зачатия, а к 1771 году построены двухэтажные келейные корпуса.


4. Всего в Беларуси существовало четыре женских бернардинских монастыря: в Бресте, Гродно, Минске и Слониме. Но только в Бресте два бернардинских монастыря стояли на одной площади, образуя единый комплекс.


5. Фасад костёла Непорочного зачатия был выполнен в стиле виленского барокко. Невысокие башни были разбиты на два яруса многократно раскрепованными антаблементами,опиравшимся на сгруппированные пилястры. Мощь раскрепованных пилястров первого яруса, уменьшение высоты отдельных частей храма от яруса к ярусу свидетельствовали о влиянии сарматского стиля. Интерьер храма производил впечатление богатства. Внутренние пилоны были обработаны группами пилястр, зрительно подчеркивающих расчленённый подкружными арками цилиндрический свод. Большой, позолоченный из резного дерева главный алтарь в пресвитерии дополняли так же резные из дерева алтари, размещенные у пилонов. Слева от пресвитерия находилась сакристия (ризница). Пол перед большим алтарём был деревянный, в остальных частях - кирпичный. Во время службы монахини находились на хорах над главным входом в храм, невидимые для прихожан. Туда со второго этажа келейного корпуса имелся специальный проход, его можно рассмотреть на продольном разрезе костёла.


6. Келейный корпус был перекрыт кирпичными сводами в обоих этажах. В квадратном внутреннем дворе располагался садик. На первом этаже монастыря размещались наиболее важные помещения: приёмная, келья настоятельницы, трапезная, исповедальня, примыкавшая к пресвитерию костёла. На втором этаже располагалось 13 монашеских келий.


7. После присоединения Беларуси к Российской империи влияние бернардинцев постепенно уменьшилось и почти все их монастыри прекратили деятельность в 1860-е годы. В 1831 году женский бернардинский монастырь был закрыт. При строительстве крепости Брест-Литовск культовые сооружения приспособили для новых нужд. В сильно перестроенных зданиях с 1842 по 1863 годы располагался Александровский Брестский кадетский корпус.


8. Монастырский комплекс был превращён в сооружение казарменного типа с претензией на стиль имперского классицизма. Костёл был перестроен в трёхэтажный корпус с треугольным фронтоном. В крыше келейного корпуса была заменена стропильная система и высота кровли значительно уменьшилась. Перед реконструкцией в 1831 году здание было тщательно обмеряно офицерами генерального штаба, благодаря чему мы точно знаем, как на тот момент выглядел монастырь.


9. В дальнейшем сильнее всего здание женского монастыря пострадало в 1915 году при отступлении русских войск из Брест-Литовска (ниже представлено немецкое фото 1915 года). Помещение костёла полностью выгорело внутри вплоть до кирпичных стен. Это повлекло за собой дальнейшее разрушение, и где-то в период между 1920 и 1939 годами руины были снесены польскими сапёрами, а келейный корпус был приспособлен под столовую.


10. Так выглядело место, где стояли монастыри, в 1941 году. Тогда здесь располагался военный госпиталь.


11. В конце 1940-х годов сохранившиеся здания госпиталя, в том числе остатки мужского бернардинского монастыря были разобраны на кирпичи местными жителями. Келейный корпус монастыря бернардинок от окончательного уничтожения его спасло то, что в 1950-1970-х годах его продолжали использовать в качестве столовой расквартированной на острове военной части. Осенью 1964 года рядом с ним были найдены останки 48 человек, сотрудников и пациентов госпиталя.


12. В 1980-х годах здание окончательно забросили. Если сравнить советские фотографии с современными, то видно, как сильно разрушились стены второго этажа. Позади виден центр мемориала - штык-обелиск, до него всего 400 м, но здание бывшего госпиталя заброшено и забыто.


13. С восточной стороны даже сохранилась внутренняя стена костёла. Толщина стены в нижней части составляет 2,67 м. Уцелели ниши глубиной 1,92 м с арочным завершением, в которых находились боковые алтари. На пилястрах арочных проемов сохранились аутентичные карнизы и база, выполненная в 1920-1930-е годы, во время перестройки здания под столовую. Левее на фасаде разрушенного монастырского корпуса виден аутентичный карниз.


14. От остальной части костёла сохранился лишь фундамент и основания сводов. Для усиления прочности конструкции костёла в подвале была устроена монолитная связь между противоположными устоями свода.


15. Противоположные устои стен были прочно связаны монолитным бутовым фундаментом.


16. Кладка середины XVII века.


17. Цоколь здания облицован чёрными жжёными кирпичами.


18. В достаточно поздние времена, скорее всего, в XX веке во внутренний двор здания был пробит широкий арочный проход. При этом было уничтожено несколько внутренних помещений.


19. Кладка ворот сильно отличается от окружающих его стен.


20. Туннель приводит в тесный двор, где когда-то был монастырский садик.


21. Через один из входов можно зайти на первый этаж здания.


22. Двор по всему периметру опоясывает коридор, связывающий все помещения друг с другом.


23. Коридор сохранился почти на всём протяжении, он разорван только туннелем во двор.


24. На бетонном полу можно увидеть отпечатки давно отбитой плитки.


25. Идём дальше. Многие дверные проёмы перекраивались помногу раз.


26.


27. В одном месте в своде образовалась дыра на несуществующий второй этаж.


28. Один из проёмов полностью засыпан землёй и кирпичами разрушенных стен.


29. Однако большинство келий на первом этаже уцелели.


30. Толщина стен составляла 1,3 м.


31. Из разрушающейся кладки выступили чугунные стяжки.


32. Из-за влияния погоды кирпичи подвергается сильной эрозии, деструкции подверглись от трёх до пяти слоёв кладки.


33. Под многочисленными слоями краски проступила первоначальная белая отделка монастырских стен.


34. Один из старых дымоходов.


35. В бывшей приёмной настоятельницы нет пола, открыт огромный подвал с бетонными конструкциями явно 1920-1930-х годов.


36. В одном из дверных проёмов обнаружился нацарапанный на штукатурке портрет. Скорее всего, изображение относится к 1-й половине XX века.


37. В выступающей во двор части здания находилась лестница на второй этаж. Сверху она засыпана землёй и мусором, а снизу хорошо видна. Сохранились ступени, вытесанные из белого камня.


38. Сейчас по одной из разрушенных частей здания можно легко подняться на уровень второго этажа и осмотреть руины сверху.


39. Можно в разрезе наблюдать перекрытия между этажами. За многие годы наверх нанесло примерно полметра земли, из которой растут трава и деревья.


40. В декабре прошлого года сообщество «Реальный Брест» провело субботник, освободив руины от сорного кустарника и деревьев, разрушавших кладку корнями. До этого руины расчищали лишь в 2004 году.


41. Небольшой участок стены, сохранившейся выше первого этажа.


42. Внутренний двор. В центре виден выступ с лестницей.


43. Провал в коридор первого этажа.


44. Возле разрушенных келий первого этажа сохранился вход в подвал.


45. Изначально подвал был не под всем зданием. В XX веке в бутовом фундаменте были пробиты проходы, из стальных балок и кирпичей сделано перекрытие потолка.


46. В одной из комнат к потолочным балкам приварены конструкции неизвестного назначения. Возможно, здесь были оборудованы стеллажи.


47. Спуск в подвал из здания настолько завален землёй и осколками кирпичей, что к нему близко не подойти.


48. Под западной частью келейного корпуса сохранились несколько комнат первоначального сводчатого подвала.


49. Он не обозначен ни на одном чертеже здания. Часть его находится под внутренним двориком.


50. С подвалом связана городская легенда о призраке монахини, якобы живущей в руинах монастыря. В 2004 году известный брестский уфолог Дмитрий Бородаченков неоднократно водил сюда знакомых девушек, наблюдавших фигуру в монашеском одеянии и слышавших едва различимое пение. Дмитрий сам об этом пишет в любопытной статье на сайте движения «Космопоиск» в Беларуси. Я, находясь в подвале монастыря, ничего подозрительного не заметил, поэтому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть приведённые в статье данные.


Источники и дополнительная информация:
1. Воробей А. В., Монастырь бернардинок на Госпитальном острове Брестской крепости
2. Тайна Бернардинского монастыря
3. Использованы карты и чертежи с сайта iBrest

Также рекомендую ознакомиться с записями:








Картезианский монастырь
Костёл св. Антония
Храмы Слонима

architecture, 550d, Белая Русь, church, Белая Русь/Берасцейшчына, abandoned, 2014, 2006, underground, 2010

Previous post Next post
Up