Знакомство со знаменитой АСТ-овской серией ретро-детективов, в простонародье называемой "Пятнышки" (из-за брызг крови на обложках), я начала с детектива Гилберта Адэра "Закрытая книга". Ну, ретро-детектива или стилизации под викторианский роман тут ни на грамм нет. Но! Роман все равно понравился! Аплодирую автору за интересную литературную форму, которую я как филолог не могла не оценить по достоинству, - перед нами роман-диалог. То есть описаний, ремарок от имени автора, пояснений, с какой интонацией герои говорят те или иные реплики, нет вообще. Есть лишь небольшие отступления, выделенные курсивом, - мысли одного из главных героев. А героев тут всего лишь два: старый писатель, оставшийся без глаз из-за чудовищной аварии в Шри-Ланке, и его секретарь Джон Райдер. Есть еще экономка писателя, но ее очень мало, и один его друг из прошлого, с которым он говорит по телефону. Все!
Завязка романа такова: писатель дает объявление в газету, что ищет секретаря для написания новой книги. Откликается лишь один молодой человек, который и остается на испытательный срок. Герои пытаются ужиться друг с другом, но все чаще происходит что-то непонятное: секретарь намеренно обманывает слепого человека, рассказывая байки о политиках, описывает неправильно картины, выдумывает несуществующие статуи. Для чего?
Читать было интересно за исключением страниц из будущей книги слепого писателя Пола. Но тут Адэра винить нельзя: любой бы писатель воспользовался возможностью вставить в свое произведение собственные, долго обдумываемые тезисы о том, что его заботит, например, в данном конкретном случае - о роли писателя в обществе, о чрезмерном культе принцессы Дианы и т. д. Здесь же появился шанс вставить эти мысли на законном основании в текст романа.