Владислав Жуковский: На российскую экономику возлагают слишком большие надежды

Feb 24, 2014 20:50



Весьма неудивительно, что на фоне падения курса рубля, чистого оттока капитала и ускорения инфляции в правительстве решили спешно пересмотреть прогнозы на 2014 год. Практически одновременно об этом объявили в Центробанке и Минэкономики.

Еще в прошлом месяце замминистра Андрей Клепач был вынужден косвенно признать неадекватность прогноза своего ведомства по инфляции и обменному курсу рубля. То, что прогноз темпов роста потребительских цен в размере 4,8 процента не имеет не просто даже отдалённого, а вообще никакого отношения к печальной действительности, было понятно практически всем здравомыслящим экономистам, свободным от псевдонаучных догм вульгарного либерализма. В лучше случае Россию ждёт рост цен на 7 процентов по итогам года, тогда как реальная инфляция для критически значимой части населения страны и вовсе превысит планку в 10-12 процентов. В апреле МЭР представит свой обновлённый прогноз, в котором, скорее всего, инфляция будет повышена до 5,2-5,3 процента, что позволит чиновникам отчитаться об удержании цен в рамках диапазона 4,5-5,5 процента.

Уж лучше бы правящая оффшорная бюрократия перестала сводить с ума экспертов и рядовых граждан и сразу бы "нарисовала" в своих статистических отчётах нулевую инфляцию - в любом случае, ни старые прогнозы, ни пересмотренные новые не имеют вообще никакого отношения к реальным темпам роста потребительских цен для 75 процентов россиян. Реальная социальная инфляция в 2 раза выше официально публикуемых оценок, что прекрасно известно не только профессиональным экономистам, но и рядовым гражданам, которые чувствуют стремительное облегчение содержимого своих карманов и падение реальной покупательной способности своих сжимающихся доходов и сбережений.

В принципе, всё понятно - заложив в бюджет на 2014 год изначально фантастическую оценку инфляции и заниженные цены на энергоносители (в рамках пресловутого "бюджетного правила" и политики "кудринизма"), Минфин при пособничестве Минэкономики сумел существенно ужать размер нефтегазовых доходов и значительно занизить масштабы финансирования экономики, сельского хозяйства, ЖКХ, инфраструктуры, науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, СМИ и социальной сферы.

Теперь же, когда закон о бюджете не просто подписан президентом, а уже вовсю исполняется и начинает рассыпаться буквально на глазах, в Минэкономики посчитали целесообразным пересмотреть свои же прогнозы с тем, чтобы не выглядеть откровенно невменяемыми и непрофессиональными. К слову сказать, это же относится и к оценке темпов роста ВВП - в бюджет заложили рост экономики на 3 процента. Тогда как в 2013 году прирост ВВП упал в 2,5 раза - с 3,4 до 1,3 процента - по сравнению с 2012 годом при стабильно высоких ценах на энергоносители и некотором улучшении экономической ситуации в Евросоюзе (основном внешнеторговом партнёре России). Экономика России затухает 7 кварталов подряд - темпы роста сжались с 5,1 процента в конце 2011 года до 1,2 процента в конце 2013 года. При том что в реальном секторе фиксируется кризисный спад - в обрабатывающей промышленности производство сокращается производство, обостряется инвестиционный кризис (спад на 0,3 процента), на 1,2 процента падает объём грузоперевозок на железной дороге и в первые с 2009 года фиксируется снижение энергопотребления (на 0,5 процента).

Даже в самом лучшем случае, вероятность которого стремится к нулю, со всеми статистическими приписками и при нефти в диапазоне 107-100 долларов за баррель смеси Urals, российскую архаично-сырьевую экономику ждёт едва отличимый от статистической погрешности рост на 0,5-1 процент. Скорее же всего, даже Росстат будет вынужден зафиксировать спад ВВП на 0,5-1 процент. На самом же деле, если абстрагироваться от всевозможных статистических извращений и манипуляций с занижением индекса цен и дефлятора ВВП, то окажется, что ВВП России не растёт с 2012 года - в 2012 году имела место нулевая динамика, а в 2013 году спад составил не менее 2,5-3 процента. В 2014 году при сохранении нынешнего курса следования в фарватере "Вашингтонского консенсуса" и разрушения промышленности физический объём товарного производства сожмётся на 3-5 процентов. С этой точки зрения очередной пересмотренный в худшую сторону прогноз Минэкономики не является принципиальным - он всё также бесконечно далёк от объективной реальности и не имеет принципиально никакого отношения к жизни тех, кто не сидит в правительственных кабинетах и фешенебельных офисах Газпрома.

Это вполне закономерно - искусственно занижая цены на нефть и при этом завышая темпы роста ВВП в проекте и законе о бюджете, правительство тем самым искусственно завышает не нефтегазовые доходы и занижает нефтегазовые доходы, что по факту позволяет изымать весь дополнительных нефтегазовый доход их экономики через фискальный механизм в внебюджетные фонды и вывозить эти средства за рубеж в виде валютных резервов. А потом занимать свои же деньги за рубежом для финансирования искусственно созданного бюджетного дефицита и даже наполнять Резервный фон средствами самого этого фонда (как это было в 2012 году, когда внешний и внутренний долг России росли при одновременном распухании валютных резервов в нефтегазовой кубышки).

Не намного вменяемей выглядит ведомство Эльвиры Набиуллиной (аспирантки Евгения Ясина и протеже Германа Грефа со времён работы в ЦСР и Минэкономики) - в Центробанке России тоже внезапно проснулись и заметили сползание российской экономики, удушенной политикой ЦБ РФ по искусственному завышению процентных ставок и обменного валютного курса рубля, а также поддержанию дефицита денег. Банк России демонстрирует чудеса аналитических способностей и краткосрочного макроэкономического прогнозирования - ошибившись в прошлом году практически в 2,5 раза по динамике ВВП, в 2014 году ЦБ РФ решил несколько снизить градус критики в свой адрес. Январь 2014 года оказался настолько удручающим для экономики и финансовой системы России, что в Центробанке понизили прогноз роста экономики на текущий год с 2,5 до 1,5-1,8 процента.

Это уже, безусловно, какой никакой, но прогресс. Вектор движения в правильно направлении. Хоть и всего лишь на 10 процентов. Очень большие сомнения, что нынешний состав кабинета министров способен не то что реализовать "майские указы" президента и исполнить его предвыборные обещания (о таком не мечтает, судя по всему, даже сам президент) - нынешние ученики Гайдара в Правительстве Медведева умудрились подавить практически все точки роста и в 2014 году практически наверняка Россия сорвётся в кризисный спад.

Каким образом и по какой неведомой причине российская экономика, скатывавшаяся в депрессивно-кризисное состояние при стабильно высоких и даже растущих ценах на сырье, должна будет воспрять из пепла и вырасти на 2,5 процента в 2015 году, никто толком объяснить не может. Тем более в ситуации обострения конкуренции с иностранными производителями после втягивания России в ВТО, отказа от возможности применения цивилизованных инструментов тарифной и нетарифной поддержки отечественных производителей, удорожания кредитов, сворачивания инвестиционных программ и масштабного исхода капиталов из России.

Не намного более вменяемым видится прогноз ЦБ РФ и Минэкономики по курсу рубля - 33,9 рублей за доллар это что-то из области ненаучной фантастики. Российский рубль только за неполные полтора месяца 2014 года умудрился упасть на 7-8 процентов по отношению к евро и доллару, потеряв порядка 2,5-3 рублей. По отношению к евро был обновлён абсолютный исторический минимум российской валюты - 49,19 рублей за евро. А по отношению к американскому доллару рубль обновил минимум с ранней весны кризисного 2009 года - планка в 35,55 рублей была взята спекулянтами и в ближайшее время они предпримут очередную попытку штурма этой высоты. После 8-процентной девальвации в 2013 году (с 30 до 32,5-33 рублей за доллар) и при потраченных ЦБ РФ на валютные интервенции 27 млрд долларов нужно было обладать крайне избыточным оптимизмом, чтобы заложить курс рубля к доллару в 33,9 рублей.

Тем более что ЦБ РФ собственноручно раскручивал валютную панику, публично заявляя о необходимости перехода к гибкому курсообразованию, таргетированию инфляции и полезности девальвации для оживления затухающей экономической активности. А когда зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева в интервью The Wall Street Journal признала, что российская финансовая и банковская система готовы к 25-30-процентному обвалу курса рубля, для спекулянтов это стало спусковым крючком - падение всех без исключения высокодоходных валют развивающихся стран лишь подлило масла наряду с ужесточением монетарной политики со стороны ФРС США. Как бы там ни было, в лучшем случае при сегодняшних ценах на нефть (107-110 долларов за баррель смеси Brent) рубль будет стоить к доллару к концу года не менее 36-36,5 рублей, а по отношению к евро - 49,5-50 рублей. При бивалютной корзине в 43 рубля.

Так что не стоит слишком близко к сердцу воспринимать заявления ЦБ РФ и Минэкономики о пересмотре прогнозов - реальность окажется гораздо хуже и мрачнее любых самых формально пессимистичных прогнозов и оценок правительства. Благодаря проводимой политике "кудринизма" и преклонения перед квазирелигиозными догмами "Вашингтонского консенсуса" Россия всё глубже и всё быстрее погружается в пучину кризиса. И все судорожные попытки кабинета министров хоть как-то стабилизировать ситуацию будут лишь усугублять плачевное состояние экономики, промышленности и финансовой системы.

источник: finam.info

бюджет, экономика, кризис, соратники и единомышленники

Previous post Next post
Up