А может ли аккредитованное общество по коллективному управлению (ОКУП) в России собирать деньги вслепую, по аккредитации, то есть со всех? Проще говоря, может ли ОКУП собирать с пользователей, скажем по публичке, за всех правообладателей мира по принципу - сначала соберем, а потом распределим? Ведь, главное, для этих же целей и закон новый приняли - “три года для молчунов”, смысл которого заключается в том, что если за три года не получил свои роялти, то можешь о них забыть.
Для начала малюсенькое отступление. Аккредитация позволяет собирать за весь мировой репертуар. То есть пользователь, скажем вещательная организация, заключает соглашение с аккредитованным ОКУПом и не ищет правообладателей музыкальных произведений, в случае РАО, или фонограмм, в случае ВОИСа, не ведет с правообладателями переговоры относительно ставок и особых условий лицензий, а просто платит столько, сколько потребует ОКУП, ну и, конечно, уведомляет ОКУП какие именно музыкальные произведения или фонограммы вещатель использовал. Это в идеальной ситуации для менеджера.
Репертуар аккредитованного ОКУПа можно условно разделить на два вида - а) репертуар, сформированный на основании прямых полномочий, и b) репертуар, сформированный аккредитацией. Репертуар по аккредитации включает в себя и репертуар по прямым полномочиям. Чтобы не запутаться, не стоит сейчас принимать во внимание исключенные из управления объекты интеллектуальной собственности. Для чего это деление и играет ли оно вообще какую-либо роль? Оно, на самом деле очень важно. С какой точки зрения?
К примеру, аккредитованный ОКУП может заключить лицензионное соглашение с пользователем только в отношении репертуара, сформированного на основании прямых полномочий. Запрещает ли это закон? Нет. Аккредитованный ОКУП также может заключить лицензионное соглашение (даже с тем же самым) пользователем, но уже в отношении того репертуара, который сформирован аккредитацией. В чем разница? По большому счету - ни в чем, только если точно знаешь какие музыкальные произведения или фонограммы используешь. А если не знаешь, или не очистил вовремя или надлежащим образом - вали все на аккредитацию.
Также стоит отметить, что аккредитованный ОКУП заключает договоры о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе, как с юридическими лицами, так и с физическими лицами. К чему вся эта, как говорил “великий менеджер” известного отечественного композитора, добившийся закрытия одного успешного ОКУПа, и не добившийся желанных высот в РАО, эта “лирика”?
А вот к чему - к НДС. Как НДС может усложнить жизнь и работу ОКУПа? Если у РАО и ВОИСа нет никаких проблем с НДС, и они заплатили ВСЕ суммы налога, и они действительно управляют правами, то тогда у них не должно быть проблемы с “произведениями-сиротами”. Им (РАО и ВОИС) должны быть известны все правообладатели - физические и юридические лица. Проблемы поиска авторов у РАО быть просто не должно. А почему? А для этого нужно ответить на самый простой вопрос - а платит ли РАО или ВОИС НДС?
Дальше-интересней