Знаете ли Вы, что оставила копирайту в наследство аналоговая эпоха творчества? Проблему «сиротских произведений». В рабочих материалах проекта конвенции Евросоюза «Об обществах по коллективному управлению правами и сиротским произведениям» было рабочее название этого уникального для творческого мира явления. «Сиротские Произведения это произведения, которые могут по-прежнему охраняться авторским правом, но правообладатели этих произведений не идентифицируемы или, если они идентифицированы, то с ними длительное время нельзя связаться, или, если правообладатель является неизвестным или безвестно отсутствующим в результате усердных поисков».
Много ли таких «сиротских произведений»? Оказалось, что только в Европе 3 000 000 охраняемых авторским правом книг имеют статус «сиротского произведения» или 13% от общего количества книг, находящихся на складе и в печати («in-print»). Предполагается, что в категории отсутствующих на складе и в печати («out-of-print») процент «сиротских произведений» будет значительно выше.
На самом деле точных цифр «сиротских произведений» ни у кого нет. Цифра в 3 000 0000 была получена в ходе специального исследования, проведенного в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. Библиотечные «закрома» содержат изданные в Великобритании, начиная с 1900 года и по настоящее время, 4 756 746 книги. Из них 13% (627 688 книги) были признаны «сиротскими произведениями». Затем по аналогии эти данные распространили на весь Евросоюз. И получили так называемую «среднюю температуру «сирот» по евробольнице» - 3 000 000.
В свою очередь европейские архивы на основе своего поискового опыта заявили, что 129 000 аудиовизуальных произведений в Европе имеют аналогичный статус. По мнению других специалистов к аудиовизуальным «сиротским произведениям» в Европе можно причислить 250 000 фильмов. 17 000 000 фотографий или 90% всех фотографических произведений, хранящихся в британских музеях, также «сиротствуют».
Оказалась «богатой» на «сиротские произведения» и фонограммная сфера деятельности. По данным Британской библиотеки из всех хранящихся в звуковом архиве фонограмм, созданных в XX веке, невозможно установить или найти: у 64% звукозаписей - правообладателей на литературные произведения (стихи, пьесы и т.д.); у 85% звукозаписей - артистов-исполнителей и продюсеров.
читать дальше