В мае теперь уже прошлого года бельгийский ОКУП SABAM
подал в суд на трех крупных интернет-провайдеров Belgacom, Telenet и Voo. ОКУП хотел получить отчисление с оборота компаний в размере 3.4% за предоставление доступа к защищенному копирайтом материалу. ОКУП посчитал, раз провайдеры получают “такие деньжища” от высокоскоростного доступа в интернет, то можно было бы и поделиться. Количество поступивших “налогов” с носителей, начиная примерно с 2000 года, сократилось почти вдвое (снизилось на 54 процента). Потери не были компенсированы с таких сервисов как iTunes, YouTube, Spotify. Согласно ОКУПу интернет-сервис провайдеры не должны “прятаться” за статус посредника, а должны тоже взять на себя ответственность за информацию, переданную через их сети. А поскольку сервис-провайдеры добровольно изъявили желание немного подождать до лучших времен с принятием решения о доле ОКУПа в обороте этих компаний, то SABAM решил им помочь с принятием этого решения. Сами интернет-провайдеры были несколько удивлены. “За что нести ответственность, если они не выбирают, какую именно информацию передавать посредством своих сетей?”
FPS Economy (Federal Public Service Economy) (по-нашему - министерство экономики) тоже
внесло свою лепту в разрешение спора. ОКУПу тактично намекнули, что подобное требование, во-первых, противоречит законодательству ЕС, а во-вторых, предоставление интернет-доступа не является публикацией защищенных законом произведений. Проще говоря, “мочить в сортире” надо не тех. Хотя само ведомство вовсю борется с нелегальными скачиваниями в сети. Ведомство приказало ОКУПу отказаться от преследования интернет-провайдеров, на что ОКУП парировал, что действует исключительно в рамках закона. Тогда ведомство решило подать в суд на сам ОКУП. И если ведомство выиграет суд, то ОКУП будет обязан выплачивать 100.000 евро в день пока оно будет пытаться получить кровные интернет-провайдеров.
Сам директор SABAM считает, что только суду решать, участвует ли интернет-провайдер в нарушении копирайта предоставляя доступ к контенту или нет, и только от суда зависит решение, должны ли интернет-провайдеры платить “налоги”. А поскольку у правительства большая доля в Belgacom, то тут уже конфликт интересов.
Хотя ОКУП утверждает, что действует с прицелом на долгосрочную перспективу и исключительно в интересах правообладателей, само ведомство полагает, что интересы совсем другие.