Участница «Фракции Красной армии» Даниэла Клетте арестована в Берлине. Ее искали 30 лет
АВТОР ФОТО,INTERPOL
Подпись к фото,
Даниэла была частью так называемой «третьей волны» РАФ, действовавшей в 1980-90-е годы
О статьеАвтор,Дэмиен Макгиннес
Должность,Корреспондент Би-би-си в Берлине
27 февраля 2024
Полиция Германии арестовала участницу так называемой «Фракции Красной армии» Даниэлу Клетте, которая более 30 лет скрывалась от правосудия.
65-летнюю Клетте задержали в берлинском районе Кройцберг, который традиционно был оплотом левых.
Ее обвиняют в том, что она состояла в немецкой леворадикальной вооруженной организации, которая десятилетиями терроризировала ФРГ и Западный Берлин, в покушении на убийство и целой череде ограблений.
Клетте на вертолете доставили в Бремен, где она, как считается, принимала участие в ограблениях, и теперь в ожидании суда она находится в заключении в Фердене.
Полиция, еще в ноябре 2023 года получившая наводку на местонахождение Даниэлы, установила ее личность по отпечаткам пальцев, а сама она при аресте сопротивления не оказала.
При этом власти до сих пор не могут понять, как ей 30 лет удавалось скрываться, находилась ли она все это время в Германии, и кто помогал ей.
В квартире, где жила Клетте, провели обыск и обнаружили обоймы и патроны к пистолету, но не само оружие.
Полиция назвала арест Клетте важным шагом в деле борьбы с «терроризмом», который наглядно демонстрирует, что «террористы» никогда не будут чувствовать себя в безопасности вне зависимости от того, когда они совершили свои преступления.
«Третье поколение»
Из заголовков немецких таблоидов про «пенсионеров РАФ» может сложиться впечатление, что это какая-то телевизионная комедия про стариков-разбойников.
Однако на самом деле РАФ, которую еще называли группой Баадера - Майнхоф, систематически практиковала насилие.
В период с 1971 по 1993 год боевики убили 34 человека. Среди их жертв были политики и видные предприниматели, в том числе генеральный прокурор и председатель правления Deutsche Bank. Еще более 200 человек получили ранения.
Власти Германии утверждают, что Даниэла принадлежала уже к третьему поколению РАФ, которое действовало в 1980-е - начале 90-х.
На счету именно этого поколения было убийство главы Deutsche Bank, которого подорвали заложенной у дороги бомбой, и левоцентристского политика, отвечавшего за приватизацию предприятий Восточной Германии, которого застрелили прямо у него дома.
В 1991 году группировка совершила вооруженное нападение на посольство США в Бонне. Никто при этом не пострадал, но на месте преступления были обнаружены образцы ДНК Клетте.
Через два года боевики РАФ взорвали и частично разрушили новую тюрьму, которая была только что построена.
АВТОР ФОТО,ВКА
Подпись к фото,
В 2016 году полиция Германии опубликовала фотороботы (какими они выглядели бы к тому времени) объявленных в розыск боевиков РАФ Буркхарда Гарвега, Эрнста-Фолкера Штауба и Даниэлы Клетте
Сколько веревочке ни виться
РАФ выросла в 1960-е годы из радикального студенческого движения и ставила своей целью подрыв западногерманского капитализма. У движения были связи с ближневосточными военизированными группировками и с властями ГДР.
В некоторых леворадикальных кругах к РАФ по-прежнему относятся с большим пиететом. Символы группировки порой появляются на одежде ее апологетов, что неизменно вызывает в Германии отчаянные споры о том, стоит ли это воспринимать серьезно и не считать ли это популяризацией крайне-левого экстремизма и насилия.
РАФ самораспустилась в 1998 году, а некоторые из боевиков, в том числе Даниэла Клетте, легли на дно. При этом считается, что она вместе с двумя сообщниками добывала деньги на жизнь (а речь идет о миллионах евро), совершая вооруженные ограбления супермаркетов и инкассаторских машин.
Поначалу полиция развешивала зернистые фотографии 80-х годов троих заросших волосами студентов с подписью «эти люди могут быть вашими соседями». Однако позже появились фотороботы, на которых троица выглядела уже заметно постаревшей, чтобы соответствовать своему реальному возрасту.
Даниэле полжизни удавалось оставаться в тени и не попадаться на глаза полиции. Но всему приходит конец, попалась и она.