Вечный интерес.

Feb 04, 2024 15:40


Бывает-читаешь новости- и оп-па---скока лет скока зим-да и выплывет одна из вечных тем.А тута -всем темам тема-ну как же -какие имена -какие времена-какие чуйства!!!............................................................................................................................................................................................................................................................................

Фото: Википедия , PikiWiki Israel 1012 Haim Arlozorovs Tomb קברו של דquot;ר חיים ארלוזורוב.JPG

БЛОГИ

Жизнь как детектив

АВТОР:

АЛЕКСАНДР КУМБАРГ

I

4 ФЕВРАЛЯ 2024

09:51

Вся биография одного из лидеров сионистского движения Хаима Арлозорова, вся его очень короткая, но очень насыщенная громкими событиями жизнь похожа на лихо закрученный детектив. Здесь не нужны писатели или сценаристы для придумывания сюжетов, сама его жизнь предложила уже готовый захватывающий сценарий с накалом политических и романтических страстей, с евреями и арабами, с сионистами и нацистами, с красивыми женщинами и загадочными историями, с идеологическими баталиями и дипломатическими хитросплетениями и, наконец, с окутанным тайной убийством, так и не раскрытым за 90 лет.

Многообещающий политик



Арлозоров родился в самом конце ХIХ в. в Российской империи, в небольшом провинциальном городе Ромны (ныне - Украина, Сумская область). Носил имя Виталий. В 1905 г. из-за погромов семья Арлозоровых эмигрировала в Германию. В Берлинском университете он изучал экономику и право, получил докторскую степень. С младых ногтей - сторонник сионизма. В 17 лет подчеркивал, что гордится своим еврейством, "душа тоскует по уникальной, древней еврейской культуре". Стал одним из основателей молодежного сионистского движения "Ха-Поэль ха-Цаир" ("Молодой рабочий"). В 19 лет написал работу "Еврейский народный социализм", где отмечал, что "национальный идеализм высочайшего напряжения" может создать в Палестине условия для "нормального и свободного развития еврейских рабочих масс", сохранить и развивать уникальную культурную самобытность.

В 1924 г. после окончания учебы, отказавшись от должности в университете, Арлозоров покинул Германию и переехал в Палестину. Изменил имя Виталий на еврейский аналог Хаим, что в переводе с иврита - "жизнь". Стал одним из лидеров созданной в 1930-м левой сионистской партии МАПАЙ, претендовавшей на роль крупнейшей политической силы в еврейском мире тех лет. На Сионистском конгрессе в 1931 г. был избран в правление Всемирной сионистской организации, возглавил политический отдел ее исполнительного органа - Еврейского агентства. Для строительства еврейского государства выстраивал международные связи: установил достаточно дружеские отношения с высокопоставленными британскими чиновниками в администрации подмандатной Палестины (которая пребывала в то время под управлением Великобритании), контактировал с руководством ряда арабских стран. Выступал за сотрудничество, компромиссы с арабами в Палестине, критиковал за язык вражды сионистов-ревизионистов. Так, в апреле 1933 г. Арлозоров организовал встречу видных представителей сионистского движения с арабскими лидерами Трансиордании. Подобное происходило впервые. Хаим надеялся найти общий знаменатель для улучшения отношений с арабами. Но арабские радикалы отчитывали умеренных арабов. И немало еврейских политиков критиковали арлозоровские идеи еврейско-арабского сотрудничества, двунационального развития в Эрец-Исраэль.

В то же время постепенно, особенно после прихода нацистов к власти, и самого Арлозорова одолевали сомнения в поддержке Великобританией национального дома для еврейского народа и в перспективах достижения взаимопонимания с арабами. Всё больше он склонялся к тому, что для спасения европейского еврейства от нацизма и для построения национального государства евреи должны решительно действовать, невзирая на позицию британских властей.

В 1933 г. Арлозоров при поддержке председателя МАПАЙ Давида Бен-Гуриона занимался "соглашением "Хаавара" с нацистской Германией, дабы помочь немецким евреям уехать в Палестину. Нацисты не разрешали евреям покидать страну без специальной выездной визы. В тот период они одновременно и жаждали массового выезда евреев, и опасались его. В ответ на проводимую нацистами антиеврейскую политику еврейскими организациями разных стран был организован международный бойкот немецких товаров, бивший по германской экономике. И вот нацисты боялись, что эмигрировавшие евреи предоставят свои финансы для бойкота. В то время как договоренность с сионистами о беженцах противостояла бойкоту немецкого экспорта. По достигнутому соглашению деньги от проданного евреями в Германии имущества (половину денег, а позднее и больше, нацисты забирали) переходила на счета банков в Палестине. На эти деньги компания "Хаавара" ("Переезд") закупала немецкие товары, которые затем продавались в Палестине и странах Европы, a деньги от продажи передавались репатриантам из Германии, когда они прибывали в Палестину. Таким образом сионисты вызволяли немецких евреев (удалось спасти от уничтожения около 50-60 тыс. человек) и решали вопрос с их заселением в Эрец-Исраэль, где они со своими капиталами способствовали развитию еврейской общины, созданию промышленной инфраструктуры и новых поселений. Исходя их этого, руководители МАПАЙ пытались смягчить антинацистские настроения в сионистских кругах. Однако соглашение подрывало движение за бойкот нацистского режима и многие в еврейском сообществе возмущались "рукопожатием с Гитлером". Сионисты-ревизионисты осуждали любой пакт между сионизмом и нацизмом, поддерживая программу бойкота и полагая, что подмандатная Палестина должна играть в нем ведущую роль. Арлозорова обвиняли в сотрудничестве с гитлеризмом, в том, что он завербован гестапо.

Арлозоров, Геббельс и Магда

Жизнь Хаима была тесно связана с женщиной по имени Магда. Магда (Иоханна Мария Магдалена) Берендт родилась в 1901 г. в Берлине. Вскоре ее родители развелись, а она долгое время считалась рожденной вне брака, так как отец, предприниматель Оскар Ритшель, не признавал ее родной дочерью. Магде было шесть лет, когда ее удочерил бельгийский еврей, промышленник Рихард Фридлендер, за которого вышла замуж ее мать Августа. При этом активно муссировались слухи (а ряд историков полагают, что они отражают реальность), что на самом деле он и был биологическим отцом Магды. Как бы то ни было, отношения между ними сложились весьма теплые. И даже после того, как Августа и Рихард развелись, Магда вплоть до замужества носила его фамилию. Отчим был значительно религиозно-культурно ассимилирован, но соблюдал некоторые еврейские традиции. Так Магда узнала о еврействе, иудаизме.

А в берлинской гимназии она училась вместе с сестрой Арлозорова Лизой и подружилась с ней, стала часто бывать в семье Арлозоровых, познакомилась с Хаимом. Так 13-летняя девушка и 15-летний юноша начали свою бурную романтическую историю. Магда разделяла сионистские взгляды Хаима, носила его подарок - цепочку со звездой Давида, принимала участие в еврейских обрядах, изучала иврит, думала о гиюре и хотела ехать в Эрец-Исраэль возрождать еврейскую государственность. Дело вроде бы шло к свадьбе. Однако в какой-то момент что-то у них не сложилось, и в 1919 г. Арлозоров женился на студентке-еврейке, с которой в 1923-м репатриировался в Палестину. Магда же в 1921 г. вышла замуж за промышленника-миллионера Гюнтера Квандта. Он был старше ее на 20 лет, внимания ей уделял мало и через некоторое время Магда восстановила отношения с Хаимом, который развелся в 1927 г. Они переписывались и иногда встречались, когда Хаим приезжал в Берлин по политическим делам. Квандт узнал об измене, что привело к разводу.

А Хаим снова женился и снова не на Магде. Магда же в 1930 г. посетила нацистский митинг, где услышала пламенный спич будущего министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Автор поэмы "Магда" Даниэль Клугер так пишет об этом в израильском литературном журнале "Артикль":

А марши в Берлине гремят

И рев оглушает трибуны.

И факелы ночью дымят…

И тянется Магда туда -

К речам, площадям и парадам…

Магда вступила в НСДАП, познакомилась с Геббельсом, стала его невестой. Очевидно, политические взгляды экзальтированной Магды сильно зависели от находящихся рядом с ней мужчин. А идеологи, талантливые ораторы будили в ней романтические чувства. Либо это просто была месть Хаиму от глубоко обиженной женщины.

Люди Геббельса тщательно прошерстили биографию Магды, он узнал об Арлозорове. В литературе распространено мнение, что в последний раз Хаим и Магда встретились в августе 1931 г. в Берлине в квартире, где она проживала. Обошлось без романтики. Зато с выстрелами. Стремясь раз и навсегда расстаться с прошлым и доказать свою преданность нацистским идеям, Магда дважды выстрелила в Хаима, но не попала. Он забрал у нее пистолет и скрылся, отстреливаясь, от ждавших его на всякий случай во дворе дома агентов Геббельса. По другой версии, это Хаим стрелял в Магду, когда ему стало известно о ее увлечении нацизмом и Геббельсом. В декабре 1931 г. состоялась свадьба Магды, а свидетелем со стороны жениха был сам Адольф Гитлер. Любопытно: акцентируя внимание на отчиме Магды, в немецкой прессе писали, что антисемит Геббельс женился на еврейке.

Арлозоров, очевидно, узнал об этом только во время своего визита в Германию в мае 1933 г., когда он проводил переговоры по еврейской эмиграции. То ли в газете, то ли на витрине магазина он увидел фотографию Магды с Геббельсом. В письме жене Симе Хаим поделился некоторыми своими размышлениями: "Доктор Йозеф Геббельс, рейхсминистр пропаганды Германского рейха… выбрал себе в жены никого иного, кроме как мою давнюю подругу Магду Фридлендер… Как, однако, мал мир и как странен..."

Вероятно, тогда же состоялся и финальный разговор Магды и Хаима. По телефону. Для заключения "соглашения „Хаавара“" он попросил Магду помочь в контактах с немецкими властями. Исследователи здесь снова расходятся в точках зрения. Магда якобы сначала обещала попробовать помочь, но затем лишь передала Арлозорову, что он подвергает себя и ее смертельной опасности. В другой версии она сразу же заявила об опасности, после чего повесила трубку. Есть и те, кто полагает, что, наоборот, Магда заметно помогла в проведении переговоров. Высказывается и мнение, что Арлозоров и вовсе не обращался за помощью к бывшей любовнице. И, наконец, есть предположение, что Магда оставалась любовницей Арлозорова и в статусе невесты, а затем и жены Геббельса. В том числе, якобы встречались они и в 1933 г., когда Арлозоров приехал для переговоров.

Загадка убийства

Через два дня после возвращения из нацистской Германии, вечером в июне 1933 г., Хаим Арлозоров с супругой Симой прогуливались в Палестине по тель-авивскому побережью. К ним подошли двое. Посветили фонариком, убедились, что это Арлозоров, спросили: "Который час?". А потом раздалось два выстрела. Незнакомцы исчезли во тьме. Арлозорова пытались спасти в больнице, но это не удалось.

В сионистском движении наблюдались давние трения, можно даже сказать вражда между левым крылом и правым крылом (ревизионистами). И многие в ишуве (еврейской общине) стали подозревать в убийстве сионистов-ревизионистов Владимира (Зеева) Жаботинского. Особенно в среде партии МАПАЙ. Так, скажем, четвертый премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминала: "Когда пришла весть о его убийстве, меня больше всего ужаснуло то, что в Палестине один еврей мог убить другого, что политический экстремизм внутри ишува мог привести к кровопролитию…"

Через несколько дней после убийства были арестованы трое активистов. Журналист Абба Ахимеир писал острые публикации, осуждавшие действия лидеров социалистов, и его обвинили в подстрекательстве к убийству. А Авраама Ставского и Цви Розенблатта определили в непосредственные исполнители преступления. Они не признавали себя виновными, а защита обличала полицейских в манипулировании показаниями Симы Арлозоровой, которая якобы опознала в Аврааме и Цви убивших мужа.

По результатам следствия Ахимеира и Розенблатта признали невиновными, зато виновником убийства назвали Ставского, приговорив его к смертной казни через повешение. Однако Верховный суд оправдал Ставского на основании британского закона о свидетелях, по которому показаний одного свидетеля недостаточно для обвинительного приговора. Политик из МАПАЙ Дов Садан, спустя много лет, признался в интервью газете "Маарив", что видел Ставского за час до убийства в Иерусалиме. А добраться в Тель-Авив тогда можно было не меньше чем за три часа. На вопрос же, почему он молчал целых 49 лет, ответил, что это нужно было для пользы партии.

Отношения соперников в сионистском движении после убийства Арлозорова резко обострились. Глава МАПАЙ Давид Бен-Гурион поддерживал мнение о политическом убийстве, совершенном ревизионистами. С новой силой вспыхнули разговоры об их склонности к фашизму. Бен-Гурион даже называл их лидера Владимира (Зеева) Жаботинского "Владимиром Гитлером". Союз ревизионистов же делал ударение на сфабрикованной против них кампании, которую прозвали "кровавым наветом". Жаботинский написал несколько десятков заметок и статей, доказывая неправомерность "дела Ставского" и выступая против попыток находить у ревизионистов фашистские проявления. И в наше время среди израильских правых и их сторонников популярен тезис о грехопадении "красного сионизма", использовавшего "кровавый навет" для окончательного установления своей власти в еврейской общине Эрец-Исраэля. Так, например, известный адвокат Йорам Шефтель заявил в передаче на израильской радиостанции "Радио 103 FM", что Бен-Гурион требовал обвинить в убийстве ревизионистов. Жена Арлозорова вначале отмечала, что мужа убили арабы, но британцы при поддержке МАПАЙ скрыли от общественности протокол допроса, а позднее показания Симы кардинально изменились, и она "опознала" в качестве убийцы Ставского.

Обвинения в адрес ревизионистов отразились на итогах выборов летом 1933 г. в Гистадруте (федерация еврейских профсоюзов Палестины), где победили социалисты-мапаевцы. Многих ревизионистов убрали из сионистских организаций, с подконтрольных левым предприятий.

Эта тема снова прозвучала спустя почти 50 лет, в 1982-м, когда у руля Израиля стояло правое правительство во главе с представителем партии "Ликуд" Менахемом Бегином. Учредили специальную комиссию по расследованию убийства Арлозорова. Это была реакция на высказанное в резонансной работе историка Шабтая Тевета предположение, что оправданные судом ревизионисты всё-таки могли быть виновны. Вердикт комиссии: они непричастны. А вопрос о настоящем убийце вновь повис в воздухе.

Существуют и другие версии убийства. Одна из первых - два араба напали на Симу для изнасилования, в возникшей потасовке Хаим был убит. В качестве доказательства рассказывается, что один из них затем оказался в тюрьме за иное преступление и дважды сознавался в соучастии в убийстве Арлозорова. Но затем дважды отзывал свои показания, обвиняя Ставского и Розенблатта в подкупе. В общем, "арабский след" тоже не доказан.

Израильский историк Шмуэль Дотан в своей книге "Красные" склоняется к гипотезе о причастности к смерти Арлозорова Палестинской коммунистической партии. Она представляла собой немногочисленную структуру, созданную СССР для борьбы с сионистским движением, в котором советские "товарищи" тогда видели сподвижников британских империалистов. А вот арабы для еврейских коммунистов являлись союзниками. И вот на специальном заседании коммунисты якобы решились на убийство одного из крупнейших сионистов в качестве мести за казнь трех участников погромов, произведенных арабами в 1929 г.

Бытует и предположение, что за убийством Арлозорова стояли агенты британской полиции: таким образом власти Великобритании ответили Арлозорову за его усилия по подрыву антинацистского бойкота товаров. А следствие умышленно ушло от разбирательства в этом деле, свалив всё на выдуманных преступников.

И, наконец, популярна еще одна версия - "рука нацистского Берлина": Арлозорова убили агенты Геббельса. Именно ее придерживалась сестра Арлозорова - Лиза. Заинтересованность рейхсминистра налицо: ведь один из лидеров сионистов Арлозоров мог публично поведать, что Магда собиралась стать его супругой. Понятно, что это нанесло бы удар по репутации главного нацистского пропагандиста (кстати, гестапо пыталось предотвратить выход в США в 1942 г. книги "Кровь и банкеты" немецкой журналистки-еврейки Бэллы Фромм, в которой она говорит о романе Магды и Хаима). Кроме того, возможно, Магда продолжала любить Хаима. Руководство же МАПАЙ настаивало на причастности ревизионистов не только для того, чтобы ослабить своих политических конкурентов, но и потому, что не хотело разрыва договора с Германией.

Предполагается, что Геббельс мог организовать убийство с помощью темплеров - представителей одного из течений в лютеранстве, создавших собственную организацию. Выходцы из Германии, они проживали в Палестине, и многие из них поддерживали нацистский режим (см. "ЕП", 2021, № 3).

Интересно, что соображение о Геббельсе как инициаторе убийства распространено не только в исторической и публицистической литературе, но и в художественной. Так, французский автор Тоби Натан проводит эту линию в своем романе "Кто убил Арлозорова?". А Даниэль Клугер пишет в поэме "Магда":

И министру рапорт прилетит на стол:

"Встретили на пляже, всё успели в срок..."

Йозеф прячет рапорт в ящик, под замок.

Существует и коррекция в этой гипотезе: убийство организовала Магда.

Как и во многих других громких убийствах, заказчики и исполнители преступления против Арлозорова до сего дня не найдены. Ни одна из версий не получила необходимых доказательств.

По нацистской колее

А биография Магды покатилась по нацистской колее. Она поклонялась Гитлеру, с которым подружилась, и он часто приходил в гости к чете Геббельсов. Еврейский отчим Магды Рихард Фридлендер был арестован в 1938 г., отправлен в Бухенвальд, где умер. Неизвестно, пыталась ли Магда его спасти.

А жизнь Магды с рейхсминистром была наполнена конфликтами. Известны его неоднократные супружеские измены с актрисами театра и кино. Например, с чешской кинодивой, звездой немецкого кинематографа Лидой Бааровой. Впрочем, это не помешало Магде родить пять девочек и мальчика. Примечательно, что у всех у них имена начинаются на букву "Х": Хельга, Хильда, Хольда, Хедда, Хайда и Хельмут. Обычно считается, что Магда называла их в честь Гитлера, по первой букве фамилии (Hitler). Однако Олег Горн, израильский автор книги "Тайны белого города. Неизвестный Тель-Авив", резонно артикулирует, что ведь и имя первого ребенка от брака с Квандтом - Харальд. А она родила его задолго до знакомства с Гитлером. И не в Хаиме ли (Haim) Арлозорове дело?

Как бы то ни было, в мае 1945-го, в момент полного краха нацизма, Магда заявила, что не стоит жить в мире без фюрера и национал-социализма и умертвила своих детей цианистым калием. Историки дискутируют, было ли это ее собственным решением или выполнением воли Геббельса. Затем Магда и Геббельс сами приняли яд.

Выжил только Харальд Квандт, который служил в люфтваффе, попал в плен к американцам. Известно, что его дочь прошла ортодоксальный гиюр и вышла замуж за еврея. Сына назвали… Хаимом. Он переехал в Израиль, служил в израильской армии, стал офицером.

И по сей день история любовных взаимоотношений Хаима и Магды хранит множество секретов, которые так и останутся нераскрытыми. Очевидно, только они сами могли бы пролить свет на многие ее перипетии. Нам же остается лишь констатировать зигзаги судьбы, вполне близкие к фантастическим: фрау Геббельс, одной из известнейших дам в нацистском Рейхе, которую Гитлер называл "образцом немецкой женщины", стала женщина, у которой отчим (а, может, отец) был евреем и которая хотела выйти замуж за сиониста. Хотя чего только не бывает в человеческой истории!

Политический талант

Ну, а дело об убийстве Арлозорова засекречено в британском архиве аж на 100 лет. Так что, возможно, в 2033-м что-то в этом деле всё-таки прояснится. А пока об Арлозорове напоминает памятник, установленный на месте убийства, названия улиц многих израильских городов и ряда населенных пунктов.

Как видим, ко многому в арлозоровской биографии применимы слова "якобы", "возможно". Вопросов часто больше, чем ответов. Отчетливо понятно только одно: Хаим Арлозоров был предан делу строительства Израиля, подавал большие надежды как политик, обладал талантами оратора, публициста. Бен-Гурион говорил, что Арлозоров "был одарен всеми талантами, какие необходимы политическому деятелю вообще, и еврейскому политическому деятелю в частности". Голда Меир называла его "восходящей звездой еврейской политики", воплощавшей умеренность и сбалансированный подход к мировым проблемам: "Я, как и все знавшие его, находилась под большим впечатлением его интеллектуальной силы и политической прозорливости…"

Previous post Next post
Up