![](http://www.gazeta.ru/nm2008/i/gazetalogo_lj.gif)
30.03.10 15:04
Вы учите своих детей беспомощностиДавно хочу поделиться со всем человечеством в лице читателей Газеты своими мыслями о том, какие возможности затормозить развитие ребенка предоставляет нынешнее время и как эффективно пользуются этими возможностями интеллигентные родители. http://www.gazeta.ru/education/2010/03/29_e_3344670.shtml Сейчас даже неспециалисту известен факт, что за первые четыре (3-5) года ребенок усваивает столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. «Какое креативное время!» - решили специалисты и создали массу обучающих игр и игрушек, призванных ускорить и направить этот и без того мчащийся на запредельной скорости процесс.
Родители раскупают подобные пособия, как горячие пирожки, - каждому хочется помочь своему ребенку стать умнее и совершеннее.
Не беда, что дальнейшие исследования показали, что подобное «раннее развитие» только тормозит истинное развитие детей. Кто читает подобную скуку? Реклама гораздо ярче и зажигательней! Да и просто очень хочется чувствовать, что не пускаешь дело на самотек. Детские садики тоже не остаются в стороне - каждый позиционирует себя, как развивающий-обучающий.
Вполне возможно, что и там работают профессионалы, которые знают, что раннее обучение наносит вред, но иначе нынче не продать своих услуг.
Родители жаждут, чтобы, пока они работают, ребенка не прекращали «развивать». А теперь попробуем перечислить, чему учат детей раннего возраста.
1. Правильно называть цвета. Ребята! Ведь это же просто СЛОВА! Они и так со временем усвоятся. Возможно, вы не козырнете перед приятелями, но к пяти годам никто и не вспомнит, что ваш малыш мог это делать уже в два года. И малышу раннее заучивание цветов тоже не облегчит жизнь.
2. Учат буквам и, впоследствии, чтению. Что ж, навык полезный. Но ребенка научат этому и в школе. Зачем же дважды тратить ценное время на одно и то же? Причем в раннем возрасте на обучение чтению уходит значительно больше времени, чем после пяти лет.
3. Дни недели, месяцы. Вы знаете хоть одного взрослого, который так и не знает порядка следования дней в неделе и месяцев в году? Когда для человека это становится важно, он запоминает все без труда. Опять же, зачем тратить супер-креативное время на подобную рутину?
4. Счет в пределах сотни с простейшими арифметическими действиями. Ведь этому же тоже научат в школе! Не считаете же вы, что ваш ребенок настолько туп, что не сможет усвоить программу начальной школы без предварительной подготовки?
5… Да что угодно: флаги разных стран, марки машин...
«Не все ли равно, на чем развивать память?». Нет, к сожалению не все равно! Но… ведь так хочется похвалиться младенцем!
Теперь следующая тема: «Обучение беспомощности». В общих чертах опишу эксперимент на маленьких крысиках с двумя группами крысят, которым с завидной периодичностью устраивают неприятности, вроде наказания электрическим током. Крысята из первой группы имеют возможность прекратить гадость, если додумываются, как. Не так, как в экспериментах на вырабатывание условных рефлексов (как у собак Павлова), а каждый раз по-своему (прочтите сами в интернете). А во второй группе неприятности начинаются и заканчиваются независимо от действий крысят. В результате повзрослевшие крысы из первой группы, грубо говоря, выздоравливали от рака, а во второй подыхали от насморка. Это-то и было названо обучением беспомощности.
Тот же эксперимент показал, что взрослых крыс нельзя было переучить на то, чтобы они пытались справляться с неприятностями - это срабатывало только с малышами.
Итак, мы имеем ребенка, который, следуя заложенной в нем природной программе, осваивает мир.
Сегодня, завтра и послезавтра он хочет ходить взад и вперед по одной и той же лестнице, а на следующей неделе вдруг порывается сам возить тележку в переполненном товарами магазине. И так, рискуя сохранностью товаров и ногами покупателей, несколько дней, пока не освоит это хитрое ремесло. И дальше, шаг за шагом. Если ему не мешают. Но ведь мешают! Родители не видят в действиях младенца высокого смысла и не пускают, не дают, не разрешают. Вместо этого подсовывают обучающие игры и занятия. Постепенно ребенок перестает пытаться реализовывать свою программу и покоряется родительскому произволу.
Когда его не «занимают», он скучает, т.к. отвык сам искать себе развивающее времяпровождение - все равно не разрешат.
Теперь родители особенно остро чувствуют, насколько от них зависит развитие малыша, и начинают еще сильнее гордиться собой. А на самом деле произошло то самое обучение беспомощности - ребенок больше не пытается сделать что-нибудь по своей воле. Догадываетесь, что теперь родителям всю жизнь предстоит гордиться, как они следят за учебой ребенка в школе, проверяют его домашние задания, как помогают ему выбрать тему сочинения, подготовиться к экзаменам, выбрать ВУЗ для поступления (жену, время рожать детей)?
Он ведь уже отучился добиваться своей цели и принимать самостоятельные решения.
Когда-то прочитала статью о том, что африканские дети до трех-четырех лет развиваются сильно быстрее, чем их европейские ровесники. И дело здесь не в негритянской крови: ребенок африканской студентки в Великобритании не опережает своих английских сверстников. Вывод делался, на мой взгляд, достаточно примитивный: африканских детей мамы долго носят на себе, а европейских катают в колясках и спать укладывают в отдельную кровать. Вот и вся разница, которую увидели авторы статьи. Мне же кажется, что главная причина не столько в физической близости с матерью, сколько в том, что африканским детям НЕ МЕШАЮТ развиваться естественным путем. В силу всеобщей необразованности и занятости хозяйством и другими детьми. Вот бы нам так же, пока детки маленькие!
А подрастут - для них хорошие школы и разнообразные кружки!
Это же замечательно умные и беспроблемные дети могли бы вырасти… если удержаться и НЕ ОБУЧАТЬ.
Воспитание детей - очень сложный процесс для воспитателя. Совершенно не очевидно, что именно случилось с ребенком, благодаря этому самому воспитанию, а что и так само собой бы приключилось. Мне лично очень хотелось бы поглядеть кино, каким стал бы данный ребенок, если бы меня не было в его жизни. Увы. Учить же - процесс куда более благодарный. Ребенок НЕ УМЕЛ (читать, считать, называть цвета), а теперь УМЕЕТ - я научила! Это как вещь, сделанная своими руками. Не было, а теперь есть. Этакое материальное подтверждение вложенного труда. Вот и срываются даже самые мудрые из мамочек.
Вспомните высказывания на этом же форуме: «Мамы СИДЯТ с детьми», «Няньки СМОТРЯТ за детьми». Большинство людей, в том числе мужья и бабушки, воспринимают процесс воспитания детей раннего возраста, как нечто примитивное и неинтеллектуальное. Разговор со свекровью: «Ленка, ты просто лентяйка, и работать не хочешь. Вот я вышла на работу, когда сыну было два месяца! - И где тебе было легче: на работе или дома с ребенком? - Конечно, на работе!». Логика. Но свекровь-то я порадовала: мой старший сын к двум годам знал все буквы, а как я его на математику натаскала, до сих пор краснею, вспоминая, на что тратила его бесценное время.
Будем продолжать наступать на одни и те же грабли? Для тех, кто еще не в курсе: в Штатах я работаю бебиситором, т.е. нянькой. Моей последней подопечной скоро четыре, а начинали мы, когда ей было год и три месяца. Какая я сейчас умная - перед собственными детьми стыдно, что их не так хорошо воспитывала.
Не обучала девчонку ничему. Давала возможность развиваться. Результаты были раз в десять лучше, чем я рассчитывала (хотя как тут посчитаешь?).
Недавно приезжала на два месяца из России ее очень интеллигентная бабушка. Прямо по дороге из аэропорта я начала грузить ее своими замечательными теориями о воспитании детей раннего возраста. Бабушка не возражала только потому, что очень устала от перелета, но и по лицу было видно, что она думает о няньке, которая досталась ее внучке. Зато после плотного общения с этой самой внучкой бабушка радикально изменила отношение ко мне и моим теориям, т.к. увидела, что девочка развита не по годам и полностью готова к предстоящему обучению в школе. Верите-нет, но уже сейчас ясно, что учиться она будет хорошо, а также обречена на счастливую, интересную и насыщенную жизнь.
Я окончила Педагогический университет в Санкт-Петербурге. Факультет, который сейчас называется «Институт детства». Всегда особенно интересовалась ранним возрастом и за время обучения поняла, что о нем ничего толком не известно. Хотя это и не очень удивительно. В голове ребенка идет непрерывный, но невидимый нам процесс.
Порой мы видим тот или иной результат этого процесса, но узнать, КАК этот результат достигнут, нам не дано - ребенок слишком мал, чтобы удовлетворить наше научное любопытство.
Картинка: Верочке около двух лет. Сидит в коляске. Требует, «как взрослая», план зоопарка, в который мы ходим достаточно часто. Показывает пальцем в круг, где по-английски написано «Историческая карусель», и говорит: «Хочу сюда, на карусель!». Как она определила, что круг с данной надписью означает милую ее сердцу карусель??? Сассоциировала изображение круга с круглой каруселью? «Сфотографировала» надпись? Способна разбираться в планах и картах? Сплошные вопросы, и ни одного надежного ответа… Развитие в раннем возрасте - очень тонкий и практически не изученный процесс.
Ребенок чрезвычайно быстро обучается, но иным путем, чем дети старшего возраста. Подавать ему знания в привычной для нас форме - тормозить этот процесс.
Главная помощь, которую можно оказать ребенку - не мешать. Ну, и «создавать условия». В Штатах и Канаде много так называемых «детских музеев». Вот где раздолье! Памятника заслуживает тот, кто догадался до этой идеи. Описывать не буду - нынче все можно найти в интернете. Да и закругляться давно пора.
Итак: я считаю, что к рекламе пользы раннего обучения нужно относиться очень осторожно.
Они говорят о плюсах, замалчивая минусы. На мой взгляд, «раннее развитие» попросту вредно для истинного развития. Самое важное в раннем возрасте - поисковая активность детей, не базирующаяся на инструкциях взрослых. С наилучшими пожеланиями!