Под гордым именем "ролевая игра" мы давно уже подразумеваем как минимум Скайрим. Или его ближайших соседей -
Risen,
Fable, Готику и прочий полк бойцов ролевого фронта. Ну, или на худой конец -
World of WarCraft,
AION,
Perfect World и другие онлайновые гриндилки, хотя последние все дальше и дальше уходят от сюжетности к бесконечной беготне за монстрами \ доспехами \ эмблемками.
Откуда сыпется песок
А начиналось, между тем, все совсем не так. Даже само название - "РОЛЕВАЯ игра" впрямую обозначает, что тут ИГРАЮТ РОЛЬ. А цифры - не смысл игры, а подспорье играющим.
Первые ролевые игры возникли задолго до появления интернета, основания Bethesda Softworks и даже до появления первых компьютеров. В своем первом проявлении это было развлечением английских леди и джентльменов конца 18-го века и выглядело совсем не похоже на Скайрим - люди собирались в гостях у одного из игроков, садились за стол и... вели беседу, содержание которой напоминало скорее не игру, а кооперативное обсуждение сюжета романа несколькими писателями. В какой-то мере так оно и было - вживаясь в роль, люди писали свою сказку, а чтобы возникало поменьше спорных моментов, принимали некоторые правила, такие как "Действовать только от имени своего персонажа" и "Знать меру и не описывать заклинаний категории "Kill All"".
Пока такие посиделки не выходили за пределы узкого круга людей, особых правил им не требовалось. Но выдумка оказалась неожиданно популярной и вскоре подобные ролевые беседы начали вырастать из формата "треп на пару часов" - удачные идеи закреплялись, к хорошо продуманным мирам люди возвращались вновь, придумывая новые приключения и новых героев, не говоря о том, что ролевые игры стали обсуждать в светском обществе, привлекая новых игроков. А там, где люди собираются в количестве больше двух, неизбежно возникает бардак - если вовремя не завести Систему.
Итак, ролевые беседы начали обрастать собственными сводами правил. В 1967 настоящим прорывом, сформировавшим "лицо" современной ролевой игры, стало предложение Джеффа Перрена и Гари Гигакса использовать для удобства представления количественное отображение параметров персонажей вместо качественного - в их "Кольчуге" (Chainmail) вместо расплывчатого "очень сильный" в карточке героя стояло знакомое нам "Сила - 9", неудобно звучащее для постороннего, но отлично иллюстрирующее персонажа для человека посвященного.
Он научил мир играть по правилам и бросать дайсы
Что и требовалось. Система принялась, бесконтрольные ролевые беседы превратились в упорядоченные Ролевые Игры - со своими правилами, законами, а позже и со своей атрибутикой в виде тех самых двенадцати-и-более-гранных кубиков, карт воображаемых миров и сленга, понятного зачастую только тем, кто играет.
1974 год - священная дата для любого праведного ролевика. Именно в этот год на основе Chainmail была создана икона ролевых игр - великая без всякого преувеличения система Dungeons & Dragons, здравствующая (в последней редакции с приставкой Advanced) и по сей день. И что характерно - до сих пор служащая эталоном выписки ролевого мира.
Не поверите - та самая, первая редакция правил D&D
Тремя годами позже на ее основе проводится фанатами первая официально зарегистрированная полевая ролевая игра.
Count me in!
Чтобы приобщиться к братии ролевиков, обычно много тратиться не нужно - достаточно своего кубика для расчетов и желания играть, или если вы хотите сами вести игру, то к списку требований прибавляется еще умение держать в руках не только себя, но и игроков, не допуская решения спорных моментов посредством удара в челюсть, и собственно Мир с выписанной игровой системой, в котором вы будете играть.
Все компоненты полевой ролевой. Перемешать, но не взбалтывать
Ролевые - не важно, дома, в лесу или в переписке по сети - проводятся по отработанной годами схеме, с небольшими отступлениями для конкретных случаев. Один из собравшихся желающих назначается Мастером Игры (Game Master, сокращенно ГМ) - это своеобразное божество игрового мира, которое ведет всех остальных - игроков - по сюжету игры и занимается расчетом их действий. ГМ также решает спорные ситуации и его слово зачастую обжалованию не подлежит. Если компания собралась большая и на всех ГМа не хватает, в помощь ему назначается один или несколько ДМ (Dungeon Master, грубо переводя - Мастер Подземелий), принимающих на себя тяготы расчета действий отдельной группы игроков или расчеты в определенном месте, например в пределах одной конкретной пещеры. Отсюда, кстати, и название должности - Данж-Мастер.
Ну, а игроки, собственно, играют - примеряя на себя маску созданного героя и действуя от его лица. Игроки в большинстве существующих игровых систем могут "объявлять" действия ("Хочу открыть сундук"), но не могут влиять на их исход - это уже прерогатива Гейм-Мастера и кубиков, пробросив которые, он сообщает игроку, удалось ли задуманное ("Ты открыл сундук и обнаружил там кучу золотых монет") или нет ("Ты попытался открыть сундук, но отмычка сломалась в замке").
Вид: Ролевая, подвид: Классический
Какие же еще, кроме компьютерных, бывают ролевые? Весьма различные - от архаичных "текстовичек" до настоящих полевых представлений. Рассмотрим:
Формат: текстовые домашние
- тот самый, первый формат ролевых, с которого начинались все РПГ
Готовьте дайсы, господа, готовьте дайсы!
Что нужно: бумага, ручка, кубики, желание играть и ДУМАТЬ, а не шашкой махать
Как играть: в зависимости от выбранной системы. Новичкам обычно советуют начинать с чего-нибудь несложного, например с классики D&D, продвинутым игрокам можно перейти на более сложные системы вроде "Эры Водолея"
Минусы: Визуализации, конечно, не будет - разве что вы сами нарисуете карточки персонажей или купите стартовый набор в магазине. Миниатюрки персонажей - это максимум для данного формата.
Да, это D&D, детка!
Плюсы: Во-первых это отличная тренировка фантазии - безусловно, без нее в ролевых не выживают. Если после месяца игры при словах "Ваша партия вошла в эльфийский лес" вы все еще не видите перед мысленным взором красоты осенних мелорнов, не слышите свиста птиц и не ощущаете аромата прелой листвы (даже сидя в прокуренной насквозь комнате) - можете смело бросать, ваш случай безнадежен! Шутка :D
Во-вторых - тренажер вашей памяти. Проверено на себе - после месяца в Аресвинде я уже без проблем держу в уме параметраж не только своего лучника, но пяти членов моей партии, а при необходимости навскидку вспоминаю характеристики местного бестиария. Что радует - все это приходит не через унылые занятия "запомнить и повторить ряд фигур", а само собой в процессе игры. Сначала будет сложно, не спорю, но приблизительно после девятого отыгрыша вы заметите, что уже гораздо реже лезете за листом персонажа чтобы проверить, сколько у вас очков ловкости.
В-третьих - ролевые игры социальные. В одиночку не поиграешь. То есть - приходится учиться взаимодействовать. Самое смешное, что это действует даже вне игры - вы учитесь говорить убедительно, собирая людей в свою команду для игры, учитесь азам организаторской деятельности, когда планируете вашу встречу и время игры. В самой игре вы тоже учитесь - примеряя на себя эльфийские ушки или орочьи клыки, учитесь изменять сознание, мыслить уже не как вы, а как ваш персонаж, выдавая соответствующие реакции. В самом деле, уж если вы сумели сыграть перед друзьями орка так, что от вашего боевого рыка они свалились со стульев в реальном мире, то уж обвести вокруг пальца родное начальство, сделав ангельские глаза, для вас должно быть проще простого ;)
Весьма адекватный роли лич
Формат - текстовые форумные
Что нужно: желание играть и ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ, доступ в интернет, недюжинное терпение и хотя бы базовые умения в деле пользования анонимайзерами
Как играть: В принципе перед нами та же текстовая ролевая игра, но вышедшая на сетевой уровень. То есть - масштабно разросшаяся. Больше игроков, больше свободы действий - ролевой форум легче упорядочить по "зонам действия", не запутавшись при этом в диком количестве листков с расчетами. Сама игра опять же зависит от выбранной системы - на каждом уважающем себя ролевом форуме в обязательном порядке есть информационный раздел, в котором можно почитать о принятой на этом узле ролевой системе, правилах и игровом мире. Настоятельнейше НЕ рекомендую его игнорировать.
Минусы: Визуализация все еще бедненькая - в лучшем случае хозяева форума прикрепят вместо шапки игровой темы изображение местности, в которой проходит отыгрыш, в худшем - все будет оставлено на ваше воображение. Также придется запастись терпением - на форумах часто играют люди со всех концов света, что выливается в абсолютно дикую разницу во времени. У меня был опыт игры на форуме острова Сахалин - с разницей в 9 (!!!) часов с основной массой игроков. В итоге я мог отписать свой ход только когда их администратор уже давно спал, часто застопоривая этим тему, особенно когда чтобы продолжить играть - требовалось получить расчет объявленного действия от ГМа. Игроков - и меня - это напрягало довольно сильно.
«-А если пока мы спим, приключенцы придут?» «-Не волнуйся, я с тобой!»
Чтобы немного оживить вялотекущее действие, опытные сетяне часто заводят второго или даже третьего персонажа, регистрируясь на том же форуме через анонимайзер или из интернет-кафе. Это чревато конфликтами с администрацией - далеко не всем ГМам нравятся такие "мультоводы", главным образом потому, что это часто приводит к неразберихе - игрок "забывается" и выдает реакцию персонажа-орка с аккаунта персонажа-эльфа. Получается конфуз, причем не только для опростоволосившегося, но и для играющих с ним, кому приходится адекватно реагировать на неадекватное действие. Поэтому обычно мультоводов либо банят, либо предлагают самим решить, которого персонажа они хотят оставить, а которого администрация удалит с форума.
Хотя если человек играет хорошо и адекватен выбранной роли, то мультоводство могут и простить. Моя девушка сейчас играет в ролевой "замок Шэмрок" за трех персонажей одновременно, но выгнать ее с форума никто не грозит - проверенными и адекватными игроками не разбрасываются.
Плюсы: К трем вышеуказанным - тренировка социальных навыков, фантазии и памяти - добавляется практика разговорно-литературного английского (если форум международный) и умение различать людей не только визуально, но и по стилю речи. На том же "Шэмроке" я через неделю уже знал, кто играет по правилам, а кто злостно мультоводит, вычисляя "нарушителей" именно по схожести их сообщений.
А еще если вас все-таки забанили, но уходить жалко, то вы вынуждены будете научиться использовать анонимайзер и "шифроваться", меняя собственный речевой стиль - чтобы аналогично не "спалиться" злой администрации. С "Шэмрока" меня выгоняли восемь раз (с промежутками в пару месяцев - пока понимали, что "новый игрок" это опять я), после чего у меня закончились адреса надежных анонимайзеров (только я вам этого не говорил =3).
Формат - полевые свободные
Что нужно: как договоритесь - можно ограничиться кубиком, ручкой и карточкой персонажа, а можно одеться в полный доспех и прихватить настоящий кованный меч
Как играть: Перед вами ролевая на природе - вы с друзьями собираетесь компанией и едете в лес, в поле или какое-нибудь заброшенное здание, там распределяете роли и бегаете-прыгаете-кричите, отыгрывая выбранное амплуа. ГМ за вашей беготней следит и время от времени подкидывает вам задачки вроде "Вы слышите как что-то крадется к вам по коридору".
Минусы: Если вы человек стеснительный и вам не все-равно какими глазами провожают вас люди на улице, то от костюмированного отыгрыша лучше сразу отказаться. Я в своем дворе уже имею репутацию "немного того" исключительно за то, что иногда "засвечиваюсь" перед соседями со своим луком и в кольчуге выходящим навстречу компании таких же странно-одетых людей.
Также активные полевые игры требуют какой-никакой физподготовки и умения соизмерять силы своего персонажа со своими реальными способностями. Предупреждаю, сломать руку или ногу, заигравшись и слишком вжившись в роль - вполне реально.
МинЗдрав предупреждает!
Плюсы: Все то же, что у текстовых ролевых, плюс весь набор впечатлений от валяния дурака на природе, плюс физ-тренировка - побегать, да мечом помахать, да проораться всегда полезно, а в хорошей компании это даст вам ни с чем не сравнимый заряд позитива.
А еще если вы все-таки решили удариться в крафт и самостоятельно сплести себе кольчужку, то это обогатит вашу копилку знаниями из области мировой истории - я свою кольчугу сделал довольно тяжелым японским плетением "драконья чешуя", о существовании которого даже не подозревал до присоединения к ролевикам. История с чертежами, изготовлением и балансировкой лука и стрел вообще потянет на отдельный томик мемуаров.
Формат - полевые постановочные
Что нужно: А вот тут уже ПРИДЕТСЯ раскошелиться на игровой костюм и оружие, плюс отходить положенное на репетиции
Как играть: Постановочные ролевые мало похожи на игру - это скорее небольшая (или большая) театральная сценка. Соответственно тут вместо кубиков и расчетов будет заранее оговоренный хотя бы в общих чертах сценарий, которому следуют игроки. От настоящей постановки такая игра отличается тем, что сценарий для нее задается не жесткий: так, игроки не заучивают роли слово в слово, а импровизируют прямо на сцене - естественно, в адекватном для персонажа поведении. Сценарием же задаются только так называемые "контрольные точки" - например если по сценарию рыцарь обязан сразить дракона, то он его сразит, а вот как именно это будет выглядеть - уже полностью на совести игроков.
Весьма серьезная ролеплеерская команда
Минусы: "Сюжетные стенки" в виде тех самых контрольных точек. Если вашему эльфу суждено умереть на дуэли, то вы умрете даже будучи старше противника на 100500+ уровней.
Плюсы: Обычно постановочными ролевыми занимаются опытные, хорошо сыгранные команды и делают они это не просто так, а скажем, на фестивалях или ролевых сходках. Постановочная ролевая - это своеобразный "экзамен" вашей партии на общность, адекватность и изобретательность игроков, который учит думать не только быстро, но и в заданных рамках (в данном случае - в характере отыгрываемого персонажа). Поскольку жесткого сценария и прописки роли нет - приходится импровизировать на ходу, оттачивая свои ораторские и актерские навыки. Что может очень вам пригодиться в любой стрессовой ситуации, когда времени на раздумия отпущено не будет.
Формат - онлайновые
Что нужно: Доступ в интернет и установленный на компьютере клиент выбранной игры
Как играть: Нет, как играть в ММО хотя бы в общих чертах знают уже все. А вот как играть в ролевую игру на просторах игры онлайновой - уже не многие.
В принципе, все так же - вы договариваетесь с вашими товарищами и идете не просто "мобов валить", а разыгрывать некий сюжет. К примеру мы с гильдией КраскиЖизни в Fly For Fun как-то играли "Побег из Марсовой Шахты" - настоящее сюжетное приключение про акробата и волшебника, решивших вдвоем зачистить это подземелье. При этом условием было держаться не эффективного монстроубиения, а духа игры: я, играя акробата, изображал прицеливание, убегал от Арахнаг (высокоуровневый монстр в конце подземелья) с символом "испуг" над головой, кричал про иссякающий запас стрел и удивлялся в чате "каких монстров земля носит!". Мой товарищ маг жаловался на головную боль, загадочно молчал, кричал в чат "заклинания" во время каста. Все это снималось на видео - в итоге получилось вполне добротное "игровое кино".
Минусы: Если вам дороги с трудом набитые очки опыта - это не для вас. Спавнящихся из пустоты вам на голову мобов, "позишн баг" и прочие "радости" ММО никто не отменял. К тому же если решили снимать видео вашей игры - будьте заранее готовы к тому, что пробегающие мимо "нормальные" ММО-игроки будут регулярно портить вам кадр своим попаданием в него и хрестоматийными вопросами "А че это вы тут делаете, а?", а ваши ролевые фразы в чате будут тонуть под горами общего трепа.
Плюсы: Если кач и фарм задрали уже до чертиков, то ролевое приключение - хороший способ развеяться и взглянуть на приевшуюся игру с неожиданного ракурса. А кроме того уж в специально созданной профессионалами MMORPG визуальная часть уж точно будет на недосягаемой для реальности высоте :)
Советский Союз Серьезного Ролеплея
Так сложилось, что на нашем пост-советском пространстве из ролевиков старательно делают посмешище. Назваться ролевиком у нас все-равно что признаться, что в тридцать лет носишь подгузники. Причина кроется в слове "игры" - так уж получилось, что в нашем языке это понятие напрямую связано с возрастом детства. А взрослый серьезный человек в игры играть не должен, взрослый должен работать и приносить пользу обществу.
Конечно сейчас стереотип понемногу ломается, но на ролевиков - особенно "полевиков" с самодельными мечами и арбалетами - все еще смотрят косо. Хотя реальных причин для этого нет: правильные ролевики не портят ничьи материальные ценности, не употребляют наркотические вещества (обратите внимание - если вам предлогают "курнуть для вдохновения", прикрываясь тем, что "все тру-игроки так делают" - не ведитесь, это не так. Тру-игроки работают головой, а не ловят глюки), играют на свежем воздухе и развивают свои творческие способности - что из этого списка можно назвать предосудительным?
Скорее уж наоборот, правильно собранная команда ролевиков легко заменит две-три секции - тут вам и "труд" в виде создания экипировки из подручных материалов, и курсы актерской игры, и социальная адаптация, и физкультура, и тренинг абстрактного мышления.
А психологическая разгрузка-то какая! Психотерапевты ролевикам не нужны - у них есть их эльфийский лес в любое время дня и ночи.
Два байта и +1 к крутости
Самое смешное - если вдуматься, то легко понять, что современные компьютерные "ролевые" игры не имеют на это гордое имя никаких прав, ведь именно отыгрыша роли, сути самого жанра, в них либо нет, либо есть в каком-то латентном, неразвитом состоянии. Очень мало в какой видеоигре ваши действия влияют на конец истории, в то время как реальная ролевая фактически полностью строится действиями игроков. Чтобы не быть голословным - возьмем игры серии TES. Ни в одной игре действия героя не влияли на глобальную концовку, Хорошие Парни одинаково побеждали Плохих Парней. Максимум выбора - три варианта фраз для Люсьена Лашанса, которые даже не влияли на то, что он скажет герою в ответ. Пример циничный, но оно так и есть.
«Вперед, мои верные пиксели! Давайте победим этих мерзких пикселей!»
Если бы "Обливион" игрался как текстовая или полевая игра, зрелищности было бы в разы меньше - но игрок вполне смог бы послать Империю подальше и присоединиться к Мифическому Рассвету. Или избавиться и от тех, и от других. Или вообще отказаться лезть в большую политику, а вместо этого пойти в поход за каким-нибудь нужным в хозяйстве артефактом.
Понятно, что такая ситуация сложилась из-за ограниченности существующих технологий - машины пока не способны рассматривать действия игрока с точки зрения критериев совести, человечности и прочих абстрактных понятий. Машина оперирует цифрами - и выбирает из заранее прописанных вариантов. Что в итоге означает, что компьтерные ролевые игры в истинном значении этого слова мы увидим только тогда, когда наши кремниевые товарищи обретут разум, сравнимый с нашим собственным (а также загонят людей в капсулы и превратят в вечноспящие батарейки, бваха-ха-ха-ха-ха! >:) ).
На каком основании нынешние RPG продолжают удерживать звание ролевых игр - непонятно. Наверное - сила привычки.
Ролевые игры - играть, или не играть? Вот в чем вопрос!
Думаю, каждый решает для себя. Но называть себя истинным, прожженым ролевиком, ни разу не сыграв ни одной "текстовички" - то же самое что называться десантником, напрыгавшись с парашютом не в реальности, а исключительно в Call of Duty.
До встречи в эльфийском лесу!