Страхи Массовой Информации

Jun 03, 2010 16:35


Журналистика может быть страшна. Фильм "Четвёртый вид" - спойлер из самых бурных моментов.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Сам фильм в общем-то так себе, но "пугательная" линия сделана мастерски, эти выдержки мало чего стоят без предшествующего нагнетания. Не ожидал, что "банальными" инопланетными похищениями можно действительно довести до ужаса.

Однако не о самом фильме речь, и уж тем более не о пришельцах.

Главное, что я вынес для себя после просмотра - это ощущение смерти журналистики. Известная актриса в начале рассказывает нам, что фильм основан на реальных событиях, что в нём используется куча аудио-видео материалов, однако подтверждается это лишь лейблами на экране "actual video" и т.п. Вопрос - верить или нет остаётся на совести зрителя.

Так вот, смотришь и веришь. Постановочные съёмки вперемежку с нарочито документальными, соседство в кадре актрисы и её прообраза - всё это медленно, но верно убеждает в том, что ну не подделка же это, раз так всё совмещается. И если не полазить по Интернету, так и не узнаешь о скандалах вокруг этого фильма и попытках авторов подделать реальность под него.

И вот это-то, я считаю, ужасно, пугающе ужасно с точки зрения нашей профессии. Современная мода (не более того!) на документальные страшилки порождает у массового зрителя двоякую реакцию.

Во-первых, он верит документальным кадрам фильма и начинает задавать себе вопрос: а почему, если такое действительно происходило в таком-то городе, я вижу это только в фильме? Стало быть, у СМИ кишка тонка была или они так пожелтели, что должным образом не донесли правду о происходящем хотя бы до тех же американцев? Ведь вот же доказательства, видео и т.п. Следовательно, действует заговор, и за мной уже выехала машина, а журналистика здесь просто не действует, ибо бессильна.

Во-вторых, те, кому хватает страха посмотреть в Интернете отзывы о фильме, успокаиваются на том что создатели фильма всё очень ловко подстроили. Однако реалистичность такой подделки - упор на съёмки любительскими и охранными камерами - убеждает человека в том, что в нашем мире можно подделать всё что угодно и как угодно, только бы была цель. Я не говорю о том, что мы это и так не понимаем, но тут эффект очень действенный. Фильм убеждает, что опасность на самом-то деле грозит всем, ТЕБЕ ЛИЧНО, и мы даже можем не помнить о том, что тоже подвергались, мда, "инопланетному террору". Ой, нет, это подделка. ПОДДЕЛКА? То есть мне втирали про реальность происходящего, испугали до полусмерти - а это просто такой ход режиссёрский? Тогда чему вообще верить, если можно сделать так? А, вот было даже недавно - грузинский репортаж, значит, это уже используют...

В обоих случаях журналистике приходится умереть, она бесславно гибнет в осознании: ничто не истинно на любом носителе, и имеющему цель всё доступно. Это самый настоящий информационный терроризм, и он поощряется. Я считаю, что наша молодая профессия сейчас как никогда находится в опасности утраты идентичности. Пропаганда массовых идей была жанрова и более-менее очевидна, а сейчас даже пошлые рекламщики пытаются создать иллюзию репортажности, заходя с микрофоном к кому ни попадя. Общий фон массовой информации таков, что мы понятия не имеем, что происходит на самом деле, если на счёт конкретного явления есть чьи-то интересы. И эти интересы теперь не только государственные, но и коммерческие, полюса точек зрения плодятся каждый день.

Журналистика умирает как факт и перерождается в точку зрения. И если раньше это было побочным эффектом злоупотреблений, то с конца XX века фальсификация доминирует сверху донизу. И вот это-то пугает меня по-настоящему.

they-inform, кинематограф, мифология

Previous post Next post
Up