Недеяние

Jan 15, 2011 18:39

        …Говорят об упадке духовной жизни; но что, собственно, упало? Упал интерес к запретным общим местам, очевидным всякому грамотному человеку. Их выцкрикнули, на миг упились своей свободой - и почувствовали пустоту. Упал интерес к дыркам в официальном макете Истины: макет разорван сверху донизу, но то, что за ним, не радует. Упал вкус к духовному комфорту, к чтению умных и изысканных книг: некогда читать, досуг - только в метро, надо подсуетиться и заработать денег. Так живёт большинство; и бог с ним; оно никогда не выдумывало пороха. Но есть не только оно.

Для меньшинства -  я не берусь оценить его количественно, но для какого-то меньшинства - хаос всегда был вызовом. Самое духовное создание китайского гения - буддизм дзэн - расцветал в эпохи хаоса, войны всех протии всех, разрухи и голода. То же в Японии. Я думаю, это общий закон. Если бы Августин жил в эпоху величия Рима, он никогда не написал бы «О Граде Божием».

Вдруг пробуждается сознание, что ничего не решится без внутренней тишины, без успокоившегося духа. Только тогда в нас войдёт и заговорит в нас, нашими устами, что-то большее, чем мы, что-то истиннее нас.

Не действуй. Действуешь не ты.

Косой дымок повис над крышей.

Пространства чистые листы

Лишь ждут, что луч на них напишет.

Леса дремотные стоят…

Кто быть простым стволом захочет,

Чтобы на нём писал закат

Пурпурный жар своих пророчеств?

З.Миркина

Здесь нет ничего нового. Лаоцзы назвал это у-вэй - действие через бездействие. Такое же накопление силы было в византийской исихии, в безмолвии. Сейчас снова наступило время, когда надо намолчаться до великой силы. И когда мы намолчимся, сила придёт.

Г.Померанц, статья «Корни будущего» (1993) из книги «Выход из транса», Москва, РОССПЭН, 2010

у-вєй, молчание, тишина, Г.Померанц

Previous post Next post
Up