Готовится к публикации русский перевод гарвардского кейса In-Q-Tel, который посвящен истории создания выдающейся инновационной структуры в разведывательном сообществе США, которая впервые поставила венчурные инструменты на службу национальной безопасности.
Скорее всего он выйдет в начале 2012 года, до этого времени мы постараемся его сделать актуальнее для новых реалий российского ОПК, связанных с инициативами Фонда национальной безопасности и развития, а также специальных программ для малого бизнеса.
In-Q-Tel : венчурный фонд ЦРУ
«В девяти случаях из десяти хороший журналист способен рассказать столько же, сколько шпион. Нередко они пользуются одними источниками. Так не лучше ли субсидировать газеты, а не шпионов? На этот вопрос в наши меняющиеся времена должен быть найден ответ. Почему бы и нет?
Совершенно справедливо, многое из того, что мы делаем, не приносит пользы или дублируется открытыми источниками. Беда в том, что шпионы должны просвещать не публику, а правительства.
Правительства же, как, впрочем, и все, верят тому, за что платят, и не доверяют тому, за что - нет. Шпионство - вечное занятие. Если бы даже правительства могли обойтись без него, они бы этого не сделали. Они обожают шпионить. Если даже наступит такой день, когда в мире не останется врагов, будьте уверены, правительства их придумают. Кроме того, кто сказал, что мы шпионим только за врагами? История учит нас, что сегодняшние союзники завтра окажутся соперниками. Предпочтения диктует мода, но не проницательность. Ибо мы будем шпионить до тех пор, пока мошенники становятся лидерами. Ибо мы будем шпионить, пока на свете есть и лгуны, и сумасшедшие. Ибо до тех пор, покуда страны соперничают, политические деятели лукавят, тираны осуществляют завоевания, потребители нуждаются в ресурсах, бездомные ищут крова, бедные - еду, богатые - излишества, до тех пор избранной вами профессии ничто не угрожает, уверяю вас.»
Д.Л.Карре, "Секретный пилигрим"
Создание фонда In-Q-Tel не было похоже на существовавшие ранее венчурные фонды отраслей аэрокосмических и оборонных технологий, он также не был похож на какие-либо другие фирмы-подрядчики разведывательных служб. Наверное, сложно представить себе что-то более сложное, чем венчурные инвестиции в проекты национальной разведки. Но опыт фонда показывает обратное - это реально. И более того - такие инвестиции прибыльны.
Программы поддержки трансферта технологий из сферы малого инновационного бизнеса - в государственные оборонные проекты имеет более чем 30-летнюю историю. Примерами таких масштабных программ в США в настоящее время являются “Инновационные исследования для малого бизнеса” (Small Business Innovation Research - SBIR) и "Передача технологий малого бизнеса" (Small Business Technology Transfer -SBTT).
Важную роль в вовлечении мелких и средних фирм в процесс передачи новых технологий сыграл закон 1982 г. об инновационных исследованиях (Small Business Innovation Research Act). Он инициировал специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн долл. не менее 1,25 % этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. Устанавливалась только обязательная нижняя граница ассигнований, верхняя не регламентировалась (у министерства обороны расходы на эти цели превышали в отдельные годы 3%). За восемь лет (1983-1990 гг.) в программу включились 11 федеральных министерств и ведомств, которые рассмотрели почти 100 тыс. заявок от небольших наукоемких фирм и приняли к финансированию около 15 тыс. проектов. Механизмы передачи технологий малому бизнесу получили дальнейшее законодательное подкрепление в 1992 г. (Small Business Technology Transfer Act).
Программа поддержки малого бизнеса в области науки и технологий - SBTT (Small Business Technology Transfer) начала действовать в США в 1992 году и была призвана создать наиболее благоприятные условия для продвижения высокотехнологичных продуктов, созданных в стенах неприбыльных организаций (прежде всего в университетах и государственных лабораториях), на рынок. Государственные университеты и лаборатории США в отличие от крупных частных компаний, занимающихся исследованиями, как правило, не имеют своего отдела инноваций. Роль связующего звена между учеными государственных университетов и лабораторий и промышленностью как раз и могут выполнять малые предприятия (в США - численностью до 500 человек), занимающиеся продвижением научно-технических разработок на рынок. Благодаря SBTT предприятия малого бизнеса, ведущие совместные работы с неприбыльными исследовательскими организациями, могут получить финансовую поддержку от государства.
Гарвардский кейс In-Q-Tel, посвященный истории создания фонда In-Q-Tel, созданными им прецедентами и новыми решениями в венчурной отрасли, интересен с нескольких точек зрения. При его создании, руководство обоснованно опасалось пустой растраты вложенных средств, почти неизбежной в закрытых разведывательных сообществах. У его основателей не было примеров «историй успеха», которыми бы они могли воспользоваться при построении модели венчурного бизнеса. Наконец, само федеральное законодательство США не способствовало созданию такого рода структур. И самый ценный опыт, который можно вынести из этой истории - если даже такая консервативная и осторожная организационная структура как ЦРУ была способна создать в своей среде нечто, чьи инновационные способности стали предметом кейса Harvard Business Sсhool - значит это получится и у любого другого федерального агентства.
В то же время, наличие бесплодных попыток других федеральных структур создать подобие In-Q-Tel - говорит об определенной удаче разведчиков, и о том - что одних только финансов и благоприятной конъюнктуры совершенно недостаточно для успешного проекта - нужны воля и видение. При из наличии успешные венчурные инвестиции возможны в любой сфере, и успеха можно достичь в любой точке на планете, в том числе и в нашей стране.
Редакторы русского перевода.