Российский флот собрался заполучить десантные корабли, аналогов которых у него не было еще никогда. А новые корабли - это новые возможности. «Защищать Россию» разбирается в том, что именно заказали военные и что они могут получить.
Фото:
Юрий Смитюк В последние месяцы неожиданная активность стала наблюдаться в тихом омуте отечественного военного кораблестроения, занятого созданием десантных кораблей. Этот сектор годами считался крайне запущенным, эксплуатирующим только старое советское наследие и нуждающимся в радикальной встряске с заменой техники.
Но, как выяснилось, менять флот собрался не только технику, но и саму концепцию ее применения. На глаза начала показываться новая доктрина применения морских десантных сил.
Скажем, ранее считалось, что на замену устаревшим (в наиболее молодой части - стремительно устаревающим) большим десантным кораблям (БДК) советского времени (проекты 775 и 1171) будет построена крупная серия кораблей проекта 11711.
Головной БДК этого проекта («Иван Грен») был заложен в 2004 году и долгие годы стоял на верфи (постройка практически не велась). Появлялись даже сообщения о том, что военные недовольны этим проектом (косвенно это подтверждается постоянными правками, вносимыми флотскими в проект уже после начала строительства) и готовы отказаться от серии, достроив головной корабль как транспортный.
Однако, в последние годы скорость работ резко ускорилась, а потом был заложен второй корабль проекта («Петр Моргунов»). Все шло к тому, что проект 11711 все-таки получит свою серию.
Однако летом 2015 года все опять поменялось.
Военные заявили, что «Моргунов» будет последним представителем проекта. После него, в 2016 году, начнут строить совершенно другие корабли - десантные вертолетоносные корабли-доки (ДВКД), известные сейчас под шифром «Прибой». Это корабли со стандартным водоизмещением около 14 тысяч тонн, дальностью плавания 6000 миль, вместимостью до 500 морских пехотинцев и 40−60 единиц боевой техники, несущие до 6−8 ударных и транспортно-боевых вертолетов, а также четыре десантных катера проекта 11770 («Серна») или два катера проекта 12061 («Мурена»).
«Иван Грен». Фото:
Денис ТуголуковЭто корабль совершенно иного класса. Пятитысячетонные «Грены», по сути, являются развитием концепции классического советского БДК: с носовой аппарелью для высадки техники. «Прибой», представляющие собой функциональное повторение голландских ДВКД типа «Роттердам» или «Ян де Витт», больше ориентирован на обеспечение загоризонтной высадки батальона морской пехоты (с использованием бортовых вертолетов и десантных катеров).
Корабль по концепции применения абсолютно новый для отечественного флота. Обычно десантные силы ВМФ считались вспомогательными, и основной задачей, которая им ставилась, была ограниченная по глубине тактическая поддержка сухопутных операций на приморских флангах. Здесь впервые возникает полноценный инструмент, который позволяет применять так называемые «экспедиционные силы» в отрыве от каких бы то ни было сухопутных фронтов.
Прежние же задачи, как утверждают военные, будут решаться малыми десантными силами, включая корабли на воздушной подушке. Кстати, в конце 2014 года появилось сообщение о возможном возобновление строительства малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Эти корабли строились в советское время в Крыму, в Феодосии.
«Зубр». Фото:
kremlin.ruНо дальше - больше. О том, что флот хочет корабли, похожие на «Роттердамы», сообщалось еще в 2009 году. Но после этого вопрос несколько отошел в тень на фоне грандиозного контракта на куда более крупные боевые единицы - французские вертолетоносцы типа «Мистраль». Корабли-то для России построили точно в срок,
однако в 2014 году их просто не отдали по политическим причинам. И тут возникла альтернатива.
Одновременно с «Прибоем» был обнародован факт существования еще одного технического задания на десантный корабль. Еще более крупный. Один из вариантов проработки, за авторством Крыловского государственного научного центра,
получил шифр «Лавина», другой, насколько можно судить по отчетам судостроителей, создается в Невском ПКБ под шифром «Кашалот». Это уже полноценные аналоги «Мистралей», о которых раньше говорили только в сослагательном наклонении.
На борт они будут брать до 500 морских пехотинцев и до 80 единиц боевой техники, а также нести до 16 вертолетов. Водоизмещение составит не менее 24 тысяч тонн. Один из вариантов предусматривает комплектацию шестью десантными катерами типа «Серна».
«Лавина». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию
Подобные корабли еще дальше отходят от прежней концепции десантных сил флота. Это уже не БДК, а полноценные УДК (универсальные десантные корабли), со сплошной палубой и крупной авиагруппой. Как утверждается, флот закажет в идеале не менее четырех таких единиц с передачей головного не ранее 2020 года.
В 1980-е годы СССР проектировал подобный УДК проекта 11780, однако до постройки дело так и не дошло. Сейчас планы выглядят и интереснее, и полнее, чем в советское время.
Флот по сформировавшейся за последние годы привычке растет снизу вверх, от «Гренов» в 5 тысяч тонн до «Прибоев» в 14 тысяч и далее к «Лавине» (или «Кашалоту»?) в 24 тысячи тонн.
Выглядит эта картинка, конечно, несколько фантастично. Во многом еще и потому, что появление кораблей подобного функционального назначения в нашем ВМФ произойдет впервые. Тем интереснее будет посмотреть, как они впишутся в новый облик флота.
Источник