США закупили у России 60 двигателей для осуществления программы НАСА по доставке грузов на Международную космическую станцию. По мнению обозревателя журнала «Новости космонавтики», в нынешних экономических условиях и на фоне санкций - это большая удача для обеих стран.
Россия и США заключили контракт на поставки двигателей для ракет Antares стоимостью 1 млрд долларов. Американская компания Orbital Sciences закупит для своего ракетоносителя Antares двигатели РД-181 у компании «НПО Энергомаш». Это успех для обеих стран в нынешних экономических условиях и на фоне санкций, считает редактор и обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисин. По его словам, «это единичные сделки, которые готовятся годами», к тому же других заказчиков на эти ракетные двигатели у России пока нет.
ЗР: Разве Конгресс США не наложил запрет на покупку российских ракетных двигателей?
И.Л.: Американская космическая отрасль достаточна различна по своей ведомственной принадлежности и направлениям деятельности. На данный момент существует законодательный запрет на заключение новых договоров с нами для ракет, которые выводят «государственные полезные нагрузки», читайте военные спутники. Запрещается запускать американские военные спутники на ракетоносителях, содержащих российские компоненты. Касается он, по существу, только ракеты «Атлас-5», поскольку ни на чем другом американские военные спутники не запускаются.
На коммерческие запуски этот запрет не распространяется. Как заключались контракты на ракетоносители «Протон», так и заключаются. И как могли быть заключены контракты на запуски гражданских аппаратов, так они и могут быть заключены.
ЗР: Американская космическая отрасль стремится к снижению зависимости от двигателей российского производства. Почему США продолжают покупать их у нас?
И.Л.: Тут ответ простой. Компания Orbital Sciences Corporation в октябре прошлого года потерпела серьезную неудачу при запуске своей ракеты-носителя «Антарес» с двумя модифицированными советскими двигателями НК-33 (доработанными американцами под новыми обозначениями AJ-26). Стало ясно, что использовать советские двигатели 1970-х годов выпуска, пусть даже и модернизированные, опасно как для выполнения программ, так и для их репутации…
Это очень обидно и для нас, и для них. Если бы мы эти НК-33 пустили в дело в 30 лет назад, то не было бы никаких проблем по части усталости металла и всего, что связано с длительным хранением. Но в любом случае американцы и до этого собирались перейти на новые двигатели. После катастрофы у них уверенность в этом закрепилась.
А поскольку Orbital Sciences - это чисто коммерческое предприятие, которое на данный момент имеет только один контракт по запуску беспилотных грузовых кораблей «Сигнус» на МКС (ЗР: В рамках программы НАСА «Коммерческая орбитальная транспортировка».), то они со спокойной совестью снова пошли на договор с нами.
ЗР: 60 двигателей, которые американцы купили у нас, - это много или мало? Раньше объемы были такими же? Можно ли говорить об уменьшении или увеличении поставок?
И.Л.: Говорить об этом бессмысленно, потому что раньше у нас был только один контракт на 101 двигатель РД-180. Заключался он, во-первых, в другую эпоху и в итоге оказался не слишком нам выгоден (ЗР: По соглашению 1997 года, Россия должна поставить в США 101 двигатель для ракет «Атлас-5».). Во-вторых, для Orbital Sciences закупка 60 двигателей - это прыжок выше головы, потому что у них контракт еще на пять полетов. То есть они закупают их с надеждой затем эксплуатировать свой носитель на коммерческой основе и получать новые контракты.
ЗР: Как давно США покупают наши двигатели?
И.Л.: Собственно, этими двумя контрактами история и ограничивается. А началась она в 90-е годы. Первый контракт на РД-180 для ракеты «Атлас 3», а затем «Атлас 5», был заключен в 1997 году. Потом был контракт на двигатели НК-33 для… Здесь нужно сказать много слов, потому что закупались они под одну программу, потом планировались под другую, а полетели, в итоге, в третьей. И вот теперь контракт на РД-181.
ЗР: То есть это уже третий этап партнерства России и США в этой отрасли?
И.Л.: Можно сказать и так.
ЗР: Сколько стоит двигатель РД-181?
И.Л.: Этой информацией я не обладаю.
ЗР: В чем преимущество нового двигателя?
И.Л.: Это версия двигателя РД-191 для ракеты «Ангара», модифицированная специально для ракеты Antares. Собственно, это уже вторая его коммерческая версия. Первая летала на южно-корейской ракете «Наро» в 2013 году.
Первый полет ракеты Антарес с новым двигателем РД-181 запланирован на начало 2016 года.
Беседовала Дарья Баринова