«Реверс-инжиниринг» долгие годы является любимым способом Поднебесной наращивать свой военно-технический потенциал. МиГ-21 стал первым крупным проектом, на котором китайцы осваивали искусство заимствования.
МиГ-21 - один из наиболее известных и широко распространенных истребителей реактивной эры. В Советском Союзе их было выпущено более десяти с половиной тысяч, а вместе с машинами, произведенными по лицензии в Индии и Чехословакии, - 11496. Их производство продолжалось до 1985-го года (в Индии - до 1987-го). Больше было выпущено только МиГ-15 - 15 с половиной тысяч. По оценкам авторитетного экспертного агентства Flightglobal, на сегодня по всему миру в строю все еще находятся 698 МиГ-21.
Как и у многих других образцов отечественной техники, у МиГ-21 тоже есть «младший азиатский брат»: J-7 (экспортное обозначение - F-7). Он занимает особое место в истории китайского самолетостроения: это первый крупный проект, заставивший китайцев постигать искусство реверс-инжиниринга. Ранее, с МиГ-17, МиГ-19, Ил-28, Ту-16, им вовсю помогали советские инженеры. Освоение «двадцать первого» же давалось трудно и заняло практически двадцать лет.
Причиной таких проблем стали резко ухудшившиеся в начале 60-х годов отношения СССР и Китая. В начале 1961-го успели подписать соглашение о лицензионном производстве МиГ-21Ф-13 - первой крупносерийной модификации МиГ-21, запущенной в СССР всего год назад. Но уже летом военно-техническое сотрудничество было прервано. В ходе краткого потепления в следующем году Китай получил еще часть документации, но определенно можно сказать, что ее комплект так и остался неполным, в частности не хватало документов на двигатель Р-11Ф-300.
Информация о том, получил ли Китай собранные МиГ-21, весьма противоречива: по советским данным, в качестве образцов было передано 13 истребителей, а китайцы утверждают, что получили только комплекты для сборки, причем неполные и плохого качества. После окончательного разрыва отношений Китай был вынужден осваивать производство нового самолета самостоятельно.
Первый полет J-7 состоялся только в 1966 году. Испытания шли тяжело, в первую очередь из-за проблем с копией советского двигателя - WP-7. «Оригинальных» J-7 было выпущено очень мало, и вскоре им на смену пришла первая местная модификация: J-7 I. Так как освоение производства копии советской ракеты «воздух-воздух» Р-3С затягивалось, вооружение усилили до двух пушек НР-30 - по образцу самого первого серийного МиГ-21Ф. Следует отметить, что Р-3С китайцы честно «заслужили» - она является копией переданной ими Советскому Союзу трофейной американской AIM-9B «Sidewinder», которую китайский истребитель привез из боя с тайваньским буквально «в себе».
Истребитель J-7 китайских ВВС. Фото:
chinadaily.com.cnJ-7 I производились до конца 70-х, когда их сменил J-7 II. В дальнейшем был разработан еще ряд модификаций - J-7 IIA, J-7 III, J-7 IIIA. Причем последние из них были запущены в серию уже в 90-х годах и представляли собой разработки «по мотивам» МиГ-21МФ (начала 70-х годов), которые Китай создавал благодаря образцам, получаемым различными путями, в частности из Вьетнама и Египта.
Все эти модификации производились для китайских ВВС в крайне малых количествах, измеряемых десятками, и основными истребителями оставались J-5 и J-6 (копии соответственно МиГ-17 и МиГ-19). При этом, как ни странно, самолет активно продвигался на экспорт в бедные страны, неспособные купить более дорогую технику и не имевшие настолько теплых отношений с СССР или США, чтобы им эту технику подарили. Приоритет экспорта можно объяснить как далеко идущими политическими интересами (поставки оружия - один из лучших способов «завести друзей»), так и банальными меркантильными - откровенно бедный в то время Китай хватался за любую возможность заработать. Наиболее крупными покупателями ранних F-7 (по 80 F-7B, экспортной модификации J-7 II) стали в начале 80-х Египет с Ираком, которые хотели пополнить свой парк полюбившихся простотой «двадцать первых», но имели в тот момент сложные отношения с СССР. Постепенно экспортные машины оснащались западными элементами: в первую очередь в области БРЭО и вооружения.
Определенным «прорывом» стало создание в начале 90-х годов модификации J-7E. В ней уже с первого взгляда видны следы глубокой модернизации. Классическое треугольное крыло МиГ-21 было увеличено «наращиванием» элемента с меньшим углом стреловидности. За счет этого снизилась нагрузка на крыло и, как следствие, улучшилась маневренность, взлетно-посадочные характеристики, грузоподъемность. Внутри также множество отличий - современная малогабаритная БРЛС, кабина, нашлемная система целеуказания. МиГ-21 получил вторую жизнь и приблизился по боевым возможностям к легким истребителям 4-го поколения.
J-7E и его более поздние модификации (отличавшиеся, в основном, БРЭО) выпускались в Китае до самого недавнего времени. Последней модификацией для ВВС Китая стал созданный уже в начале 21 века J-7G. Производство для внутреннего рынка, вероятно, прекратилось в районе 2007 года. Экспортные версии довольно активно продавались за рубеж, больше всего ушло в Пакистан (80 J-7PG в дополнение к более старым модификациям). Последним покупателем пока является Бангладеш, который приобрел в 2013 году 16 F-7BGI.
Китайско-пакистанский истребитель JF-17. Фото:
RA.AZПохоже, на данный момент производство остановлено - сведений о новых контрактах нет, китайские ВВС переходят на новый легкий истребитель J-10, а за рубеж активно предлагается совместный китайско-пакистанский JF-17 (FC-1). Таким образом, МиГ продержался в серии и на мировом авиарынке более полувека! Фантастический результат, достигнутый благодаря простоте, продуманности и дешевизне конструкции, а также заложенному потенциалу для модернизации.
Александр Ермаков
Источник