Эпоха клонов: зачем Китаю Су-35?

Nov 14, 2014 16:11


Китай закупает новейшие российские истребители Су-35. Насколько это выгодно России, и что знаменитому своей привычкой копировать восточному соседу удастся получить от этой сделки? Мы спросили экспертов.



Самолет Су-35С. Фото: Сергей Копцев/russianplanes.net

В Китае в эти дни проходит международный авиакосмический салон Air China 2014. Одной из главных интриг крупнейшего в мире специализированного форума должна стать покупка Китаем новейших российских истребителей Су-35. Предстоящую покупку комментируют независимые военные эксперты - Александр Ермаков и Юрий Лямин.

Китай предположительно закупит 24 Су-35 (это компромиссный вариант, первоначальное предложение России включало 48 самолетов). «24 машины - это один стандартный истребительный авиаполк ВВС Народно-освободительной армии Китая», - замечает Юрий Лямин. Оба аналитика сходятся на том, что для Китая это маленькая партия и, если не будет дополнительных контрактов (что, по их мнению, маловероятно), то это - закупка с целью «посмотреть». «По всей видимости, Китай заинтересован в первую очередь не в самом Су-35, а в ряде его основных частей, таких как двигатели 117С, подробное изучение которых может помочь продвинуться их двигателестроению», - говорит Юрий Лямин. Александр Ермаков также считает, что китайцы не ставят перед собой цели создать один в один копию Су-35С, а в первую очередь хотят «посмотреть» двигатель, с целью заимствовать какие-то решения для развития своего семейства J-11 и самолетов пятого поколения.

Напомним, что ахиллесовой пятой китайского авиапрома остается двигателестроение. В этом сегменте Китай серьезно отстает от США и России, поэтому, по мнению экспертов, закупки в ближайшем будущем останутся на стабильном уровне.

Юрий Лямин соглашается с заявлениями главы Объединенной строительной корпорации Михаила Погосяна в том, что «очень сложно делать копию высокотехнологичного продукта». Более осторожен в оценках Александр Ермаков: «В 90-х годах для Китая Су-27СК был очень даже высокотехнологичным продуктом, но его копию J-11 пусть и с трудом, но освоили».

Аналитики затрудняются сказать точно, по какой цене будут проданы истребители. Подробности российско-китайских переговоров по Су-35 не раскрываются. Кроме того, подобные контракты сейчас обычно включают не только цену самолетов, но и поставки авиационных вооружений, помощь в их дальнейшем обслуживании и т.д. «Примерно, стоимость контракта на 24 Су-35 оценивается в районе 1,5-2 млрд долларов», - предположил Юрий Лямин. В свою очередь, Александр Ермаков посоветовал относиться к слухам с осторожностью. К слову, стоимость одного Су-35 ориентировочно равна 35 млн долларов.

Отметим, что производители истребителей «Су» (компании «Сухой» и «Иркут») по количественному показателю заняли первое место в рейтинге ЦАМТО крупнейших экспортеров новых истребителей за 2010 - 2013 годы (160 машин на сумму 6,672 млрд долларов). И по прогнозу, они займут второе в предстоящем 4-летнем периоде. Свою оценку дает и Александр Ермаков: «В зависимости от методик подсчета, „Сухой“ сейчас находится на рынке примерно на одном уровне с американской Lockheed Martin. За нас играет то, что продажи F-16 идут на спад, а продажи F-35 еще не начались в полную силу. Остальные игроки несколько отстают - у Боинга полоса неудач с попытками продать хоть куда-то модернизированные F-15 и F-18. У Еврофайтера относительно небольшие контракты, у Сааба своя ниша, а французский Дассо мучается с индийским контрактом, по которому уже несколько лет не могут договорится с покупателем».

На данный момент Су-35 поступают только на вооружение наших ВВС. Китай, вероятно, станет вторым обладателем этих самолетов. «Учитывая большие планы по продвижению Су-35 на экспорт, которые питала ОАК с начала этого проекта, вряд ли эта ситуация устраивает наших авиапроизводителей, и старт экспортных продаж очень важен, - говорит Александр Ермаков. - Это в первую очередь долгожданный дебют Су-35. Во вторую - создание экспортной модификации на чужие деньги (как уже было с Су-30, например). Может быть полезно для продвижения на мировом рынке и оснащение более широкой номенклатурой вооружения. С этим у нас есть определенное отставание от Запада. Ну и конечно, деньги есть деньги».

Заинтересованность в покупке Су-35 также проявляют Индонезия и Венесуэла.



Самолет Су-35С. Фото: Виталий Юртаев/russianplanes.net

Для справки: За рубежом основным конкурентами являются боинговские F/A-18E/F «Супер Хорнит», F-15E «Страйк Игл» (и их модернизированные версии), французский Рафаль и европейский Еврофайтер Тайфун. Все это современные истребители поколения 4+. У нас волей-неволей конкурентом и аналогом Су-35С является Су-30. Он дешевле и не сильно хуже (имеет и преимущества) Су-35, по крайней мере для большинства покупателей его возможностей достаточно. Он отлично продается.

То, что китайцы возьмут какие-то российские технологии и используют их для своих машин пятого поколения - это естественно, считает Александр Ермаков. - Пока они это будут делать, мы выйдем на мировой рынок с истребителем пятого поколения FGFA (ПАК ФА). «Почему-то меньше людей беспокоится по поводу того, что мы передаем значительную часть технологий Индии и помогаем им в освоении производства Су-30 МКИ, а в перспективе будем и совместно разрабатывать экспортную версию FGFA (ПАК ФА), - удивляется аналитик. - Вероятно, инерция мышления и историческая память, по которой индусы для нас - это ребята, снимающие смешные фильмы с песнями, а китайцы только и ждут, когда бы на нас напасть».

Эксперты сходятся во мнении, что вопрос военно-технического сотрудничества с Китаем больше уходит в политическую плоскость. «Наша страна показывает Китаю высокий уровень доверия и знак уважения, предлагая лучший истребитель из серийно выпускаемых сейчас», - отмечает Юрий Лямин. Текущая позиция России - в том, что Китай это стратегический и долговременный партнер. Будет ли она правильной, покажет только время.

Беседовала Дарья Баринова
Источник

су, защищать Россию, авиация, китай, россия, ввс, экспорт вооружений

Previous post Next post
Up