Об этой катастрофе долго молчали. В октябре 1960 года на космодроме «Байконур» при испытаниях межконтинентальной ракеты Р-16 произошла самая масштабная трагедия в истории ракетной техники. Незадолго до назначенного старта ракета взорвалась. На площадке погибло 74 человека, среди которых был и первый главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Неделин.
Обстоятельства этой катастрофы, произошедшей 24 октября и впоследствии получившей название «неделинской», долгие годы оставались засекреченными. В официальном сообщении о гибели видного военачальника ее причиной называлась авиационная катастрофа. И лишь по прошествии нескольких десятилетий завеса над тайной первого испытательного пуска ракеты Р-16 была окончательно приоткрыта.
Что же случилось в тот осенний день на стартовой площадке №41 космодрома «Байконур»?
Ракета Р-16 на старте
Для того, чтобы до конца понять произошедшее, нужно ясно представлять всю сложность обстановки, в которой создавалось это грозное оружие.
Окончание Второй мировой войны, сопровождавшееся проведением бессмысленных с военной точки зрения и бесчеловечных по своей сути сбросов атомных бомб на японские города Хиросима и Нагасаки, ничуть не отдалило мир от новой войны.
Еще осенью 1945 года (!) американцы разработали планы атомной бомбардировки 20 советских городов и промышленных центров. Вчерашние союзники готовились к новой войне, мишенью которой должна была стать наша страна. Дальнейшее развитие событий на международной арене, создание противостоявших друг другу блока НАТО и Организации Варшавского Договора еще больше подталкивали стороны к эскалации напряженности. «Холодная война» была в самом разгаре.
В таких условиях советское руководство, реально оценив количество американских бомбардировщиков, способных доставить ядерные боеприпасы на территорию вероятного противника, сделало ставку на создание ракетного оружия большой дальности.
Ракета Р-16
Одним из таких «контраргументов» должна была стать разработанная под руководством главного конструктора Михаила Янгеля первая советская межконтинентальная баллистическая ракета на высококипящих компонентах топлива Р-16 с дальностью действия не менее 10 тысяч км.
С испытаниями нового «изделия», как было принято называть ракеты, откровенно спешили. И не только по внешнеполитическим причинам. Впереди была очередная годовщина Октябрьской социалистической революции, к которой традиционно было принято «подгонять» любые выдающиеся достижения.
Испытания Р-16 были назначены на октябрь 1960 года. При этом, по решению советского правительства, для ускорения темпов работ, предварительные конструкторские и зачетные испытания Р-16, обязательные при разработке ракетных комплексов, были… отменены.
Председателем государственной комиссии по проведению испытаний ракеты Р-16 был назначен первый Главнокомандующий Ракетными войсками Герой Советского Союза Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.
Разработкой, созданием и оснащением войск ракетно-ядерным оружием он непосредственно занимался с 1948 года. Являлся заместителем председателя госкомиссии по запуску первого искусственного спутника Земли и по принятию на вооружение ракетного комплекса Р-7. Осознавая существенные недостатки Р-7 (высокая стоимость изготовления, низкая техническая готовность, сложность в эксплуатации), Митрофан Неделин добился проведения работ по созданию межконтинентальной баллистической ракеты на высококипящих компонентах топлива.
Он активно поддержал предложения главного конструктора ОКБ-586 Михаила Янгеля по созданию ракеты Р-16.
26 сентября 1960 года ракета Р-16 была доставлена на Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны СССР (название космодром «Байконур» появилось позже). 21 октября ракету вывезли на стартовую позицию (площадка №41), а 23 октября закончились ее предстартовые комплексные испытания, прошедшие без замечаний. В тот же день Р-16 заправили топливом и началась ее подготовка к пуску.
В ходе подготовки выявились неполадки в системе управления и пневмогидравлической системе ракеты. Подготовку ракеты к пуску приостановили, однако 24 октября эти работы снова были продолжены.
Рисковали сильно. Необходимую переустановку шаговых двигателей системы управления ракеты в исходное положение проводили при заправленной топливом пусковой системе двигателя и включенном бортовом электропитании. Но слив топлива однозначно заставил бы перенести срок испытания практически на месяц, а в Москве уже ожидали результата…
Как потом установит комиссия по расследованию причин катастрофы, за час до назначенного времени пуска, кроме необходимых для работы 100 специалистов, на площадке присутствовало еще около 150 человек.
Остро переживая за происходящее, возле ракеты находился сам Митрофан Неделин, хотя для руководящего военного состава и конструкторов на площадке было оборудовано специальное укрытие. Здесь же находился и главный конструктор Р-16 Михаил Янгель, создатели ракеты и другие члены госкомиссии.
За считанные минуты до пуска Михаил Янгель достал сигарету. Но, поскольку на стартовой площадке категорически запрещено курить, он решил отойти в сторону укрытия. Эта сигарета спасла ему жизнь…
В 18 часов 45 минут местного времени случилось непоправимое. Произошел несанкционированный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени. Затем разрушился бак горючего второй ступени. 130 тонн ядовитого горючего вылились на землю. Дальше - мощнейший пожар и взрыв ракеты.
Взрыв Р-16, 24 октября 1960 года
Шансов выжить у тех, кто находился в радиусе 100 метров от площадки, не было никаких. Многие люди превратились в горящие факелы, которые метались среди огненного зарева.
Помимо Митрофана Неделина, в этой катастрофе погибли заместитель министра общего машиностроения СССР Лев Гришин, главный конструктор системы управления Борис Коноплев, заместитель начальника полигона Байконур полковник Александр Носов, заместители главного конструктора ракеты Василий Концевой и Лев Берлин, другие военные и гражданские специалисты.
После взрыва Р-16. 24 октября 1960 года
Всего же, как следует из материалов расследования, при пожаре и взрыве ракеты погибло 74 человека, а 53 получили ранения и ожоги различной степени тяжести. Некоторые из пострадавших умерли через несколько дней…
Когда Михаил Янгель доложил Никите Хрущеву о случившемся Хрущев, не церемонясь, спросил главного конструктора:
- А ты почему не погиб?
- Отошел покурить…
Вскоре у Михаила Янгеля случился инфаркт. Но он прожил еще 11 лет, сумев немало сделать для укрепления ракетно-ядерного щита страны.
Успешно пройдя доработку и испытания, Р-16 уже в октябре 1961 года была принята на вооружение и стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных баллистических ракет РВСН.
В 1999 году Военный совет Ракетных войск стратегического назначения направил ходатайство о награждении 99-ти человек, участвовавших в этих испытаниях, орденами Мужества. 20 декабря 1999 года это ходатайство было удовлетворено президентом России.
Но дата 24 октября оказалась трагичной не только для испытателей ракеты Р-16. В этот же день, только уже в 1963 году, в результате пожара в шахте ракеты Р-9А на площадке №70 погибло 7 ракетчиков. А 26 июня 1973 года и 18 марта 1980 года на космодроме «Плесецк» при испытаниях сложной ракетно-космической техники погибли еще, соответственно, 9 и 48 человек.
Приказом Главнокомандующего РВСН 24 октября объявлено Днем памяти ракетчиков, погибших при испытаниях ракетно-космической техники.
Долгое время ракетные пуски в этот день не проводились. Но 24 октября 2012 года с космодрома «Плесецк» успешно стартовала новейшая межконтинентальная баллистическая ракета РС-26, которая в ближайшее время усилит боевую мощь РВСН.
Этот пуск доказал, что роковых дат не бывает. Просто такая сложная сфера, как создание ракетно-космической техники, не прощает ошибок, необоснованной спешки и пренебрежения элементарными нормами безопасности.
Источник