2 июля 1938 года советские военные летчицы Полина Денисовна Осипенко, Вера Федоровна Ломако и Марина Михайловна Раскова установили мировой рекорд по дальности полета на гидроплане. Самолет МП-1, вылетев из Севастополя, беспосадочно преодолел расстояние в 2416 км и приводнился на озере Холмовском в Архангельске. Блистательный перелет продемонстрировал высокую надежность советской авиационной техники и стал тренировкой пред новым рекордным перелетом на Дальний Восток.
Гидросамолет МП-1, или «летящая лодка», созданный под руководством авиаконструктора Георгия Бериева, был пассажирской модификацией ближнего морского разведчика МБР-2. МП-1 имел мощный двигатель М-176 на 500-730 лошадиных сил. Пассажирская кабина самолета вмещала шесть кресел. Фюзеляж и крыло гидроплана были выполнены в основном из дерева, обшивка полотняная.
В 1937- 1938 гг. военная летчица Полина Осипенко установила несколько международных рекордов на этом самолете, в числе которых были подъем на высоту с грузом, рекорд дальности по замкнутому маршруту и т.д. Именно старшему лейтенанту Осипенко и принадлежала идея исторического перелета по маршруту Севастополь-Архангельск.
Подготовка была запланирована на весну 1938 года и заняла несколько месяцев. В экипаж помимо первого пилота Полины Осипенко вошли второй пилот Вера Ломако и штурман Марина Раскова. За время подготовки летчицы совершили несколько тренировочных полетов на расход горючего, тщательно изучили маршрут и даже приезжали в Архангельск для осмотра озера Холмовского, на котором должен был приводниться МП-1.
Ранним утром 2 июля гидроплан поднялся в небо над севастопольской бухтой и взял нужный курс. Несмотря на сложные метеорологические условия - более двух тысяч километров самолет шел вслепую, не видя земли, - штурман Марина Раскова не позволила «летящей лодке» сойти с маршрута, и скоро остались позади Севастополь и Киев, а затем и Новгород. МП-1 приближался к Архангельску.
«Незаметно пробегают последние минуты. Высовываюсь из кабины и вижу: Полина уже заходит на посадку. Под нами озеро. Желанное Холмовское озеро!» - вспоминала потом штурман Раскова.
После того, как самолет приводнился, к нему направились два спортивных комиссара. Они осмотрели авиационные приборы и зафиксировали рекорд. Это был новый международный рекорд дальности полета по прямой и по ломанной на гидросамолете. Весь путь в 2416 километров был пройден за 10 часов 33 минуты.
Вскоре командир Полина Осипенко отправила в столицу телеграмму: «Москва. Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Беспосадочный перелет Севастополь-Архангельск выполнен. Готовы выполнить любое Ваше задание. Осипенко, Ломако, Раскова».
За этот исторический перелет все члены экипажа были награждены орденом Ленина.
Источник