Центру боевого применения и переучивания летного состава в Торжке исполнилось 35 лет. Высший пилотаж продемонстрировали гостям, собравшимся на юбилей, вертолетчики Центра и знаменитые «Беркуты». После полетов Анастасия Воскресенская поговорила с ветеранами и действующими летчиками об их страхах, способности рисковать и умении управлять техникой.
Иван Гуричев, начальник связи Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке с 1985 по 1989 год
Годы службы в Центре были прекрасными. Сюда и в то время поступала новейшая техника, да и сейчас его не забывают. В Центр поступили первые-Ка-50, потом-Ка-52. Сейчас здесь есть все новейшие вертолеты.
Если говорить про меня, то я был связистом. Самое главное в этой профессии - хорошо знать технику. От зубов, как говорится.
Нужно суметь среагировать в случае чего. В свое время мы часто летали на Нижегородский полигон, вылетали по 60 вертолетов. Представляете, нужно было всю эту армаду провести, посадить и потом вернуть назад. Вот для этого и нужно работать летчикам и связистам в тандеме. А без связи, сами понимаете, сегодня никуда. У нас у каждого есть мобильный телефон и мы без него существовать не можем.
Андрей Михайлиди, полковник, командовал полком с 2006 года, входит в состав пилотажной группы «Беркуты»
Самое важное для летчика - не допустить непоправимой ошибки. Для этого нужно работать и над собой, и с людьми. Вопрос безопасности полетов - самый сложный. Есть и еще один важный момент - преемственность. Очень трудно передать младшему товарищу все, что ты наработал, все свои знания и умения.
Я вхожу в состав пилотажной группы «Беркуты» с 2005 года. Сначала был ведомым, потом - ведущим. Я уже не летаю, но из группы меня до сих пор не исключили, потому что обычно происходит естественная смена поколений. Чтобы попасть в пилотажную группу необходимо хорошо себя зарекомендовать. Важно проявлять человеческие и нравственные качества.
Человеку, который не связан с этой областью, не понять эмоции летчика при пилотаже. Особенно те чувства, которые переживает пилот на показе. Тут эмоции могут зашкаливать, поэтому и нужно следить за этим, сохранять спокойствие и работать в штатном режиме.
Дмитрий Миняйло, подполковник, входит в состав пилотажной группы «Беркуты»
Я занимаюсь высшим пилотажем с 2007 года. Вот и сейчас выполнял показательный полет. Пилот высшего пилотажа, во-первых, должен быть военным летчиком, во-вторых, должен быть самым лучшим военным летчиком, а главное - он должен быть супер самым лучшим военным летчиком. На мой взгляд, самое страшное в профессии пилота - не летать. А в воздухе бояться некогда. Боишься уже потом, когда топаешь по земле и все осмысливать начинаешь.
Дмитрий Зипир, полковник, летчик-снайпер
Я вырос среди пограничников. Отец пограничник, брат пограничник, да и соседи все тоже. А я вот однажды пролетел на вертолете, увидел всю эту красоту и решил стать пилотом вертолета. На самолете летать не хотел - там же не видно ничего. Круглая земля под облаками и все. Так она и на глобусе круглая.
Главное в нашем деле - желание летать, желание учиться, и, наверное, стремление к небу любой ценой. А ответственность и мужество - сопутствующие элементы, которые приходят от умения летать.
Наша профессия подразумевает риск. Там, где техника, сто процентов надежности никто не даст. И именно грамотные действия пилота сводят риск к минимуму.
Андрей Попов, командир Центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации
Сегодня полет прошел хорошо. А вообще, как говорят: летчик жив - полет удачный.
Я считаю, между летчиками и вертолетчиками разницы нет. И для тех, и для других самое важное - профессионализм и ответственность. Каждый раз после выполнения высшего пилотажа летчик испытывает удовольствие от возможности управлять боевой машиной. А самое страшное и недопустимое для пилота - расхлябанность и пренебрежительное отношение к тому, что предписывает летный закон.
Весь показной пилотаж ориентирован на зрителя. И это нужно не только для эффекта, но и для соблюдения мер безопасности.
Источник