Уволился с работы, подумал: вот сейчас быстро найду себе новое мягкое кресло перед большим монитором, и чтобы фанкойл прямо надо мной на плюс 20. А на последнем туре собеседования скажу своему новому боссу, что очень устал на прошлом месте и нужно отдохнуть две недели, а в понедельник приду и сразу начну приносить пользу своей головой и исключительным опытом. Шла первая неделя сентября, вторая… В общем, время сквозь пальцы, сентябрь уже клонился к закату, а я по-прежнему был свободен от офисной поруки. Так что договариваться об отдыхе пришлось только со своей совестью - несколько минут, не более, и мы пришли к согласию. Пара дней на оптимизацию логистики, ещё полчаса на покупку билетов и смску Жене: «Брат, 30го утром буду в Адлере, до встречи». Женя к тому времени уже несколько дней сменял высоты и мокрую от снега одежду где-то в горах над Абхазией.
Конечно, отправляясь в южном направлении в олимпийский Сочи, я не смог отказать себе в удовольствии насладиться осенним Крымом, так что мой первый этап начался в Симферополе. Последующие три дня в волшебной долине лучшего новороссийского курорта я был предоставлен сам себе и постарался собрать максимальное количество чекпоинтов, которые за 10 лет успел накопить на хороший тур: троллейбус Симферополь-Ялта (пароль: «остановите на Тропке»), спуск в родной Гурзуф в темноте через гаражи и виноградники, лучшее предложение от надёжного маклера Володи с хорошей скидкой для постоянных клиентов. И вот я уже на набережной в безобразном кафе с выцветшим за лето саундтреком. Напротив - Настя Перепёлка, давняя знакомая, рада мне и возможности вырваться из рутины жизни человека с пропиской у моря. Прописка уже в новом российском паспорте, кстати. Говоря о нововведениях, паспорт и валюта на ценниках - это, пожалуй, всё, что изменилось в местной жизни. В остальном же - старый добрый Крим. Главное ощущение в том, что новый геополитический аспект просто узаконил суржик на всей территории полуострова: автобусы украинские, но с номерами 82rus; позиции в чеках на русском, но внизу непременно «Дякуємо!»; люди внешне те же, но разговоры про Москву, а не Киев.
«Настя, пойдёшь ли ты со мной на Беседку ветров?» - «Ну конечно, Димончик! Надо же оправдаться за предательство трёхлетней давности!»
Не верю, как и три года назад, но вот утро воскресенья и мы поднимаемся в Краснокаменку на городском автобусе №2. Оттуда начинается покорение. Так же как и все пять раз до этого, но как и пять раз до этого с лукавым прищуром, смотрю на самую вершину крымских гор и потуже затягиваю лямки рюкзака. Четыре с половиной часа по экспериментальному на этот раз пути - солидный опыт внушает уверенность - и мы смотрим на Гурзуф с максимально доступной для человеческих ног высоты. В очередной раз завораживает! Обратно за пару часов вниз, совсем нагло, с апломбом местных жителей, и вот, счётчик успешных попыток сменил своё значение в очередной раз. Мысль: «Не полезу туда больше, хватит». Ровно в шестой раз, конечно же.
А кроме того не по-октябрьски тёплое море и зловещие тучи над Аю-Дагом, прогулки по Артеку и кислородные ванны с чумовым запахом хвои, молчаливый и такой уютный Гурзуф.
Понедельник, вечер. Утлый аэропорт Симферополя, три часа задержки рейса до Краснодара. «Знаю, що маєш ти пiти, - В тебе є місто». Прощаемся с Настей и гостеприимно предоставившим трансфер в аэропорт гурзуфским авторитетом Дичом - «спасибо тебе, что выгулял мою дочку» - и вот я в ожидании рейса на полу Терминала 3.
Краснодар - огромный город, надо сказать. Рано утром поезд в Сочи, но ещё есть четыре часа, которые нужно как-то провести. Оставляю рюкзак в камере хранения, иду в сторону условной «улицы Ленина». Понедельник, два ночи, бар Амстердам. Публика только собирается. Взгляд налево - «Привет, что ты здесь делаешь?» - «Привет, жду поезда». Ещё минут пять и открытая во всех смыслах Таня уже ведает мне про новорожденную племянницу и неверным языком заказывает у бармена виски-колу. Через полтора часа в хорошем расположении духа выхожу из бара и наугад иду в сторону вокзала. Краснодар так же молчалив, как и Гурзуф.
Двухэтажный поезд Москва-Адлер грузно накатывает на вторую платформу. Выглядит устрашающе, особенно лунной ночью. С нетерпением поднимаюсь на вторую палубу, нахожу своё купе и свысока в течение получаса наблюдаю над проплывающими окрестностями кубанской столицы. Утро - яркое и солнечное, контрольная смска Жене, в ответ: «Я на абхазской границе, надеюсь, успею» - «Давай, мы должны встретиться на платформе - это будет символично, ну, ты понимаешь».
Встречаемся на выходе с платформы, улыбаемся с того момента, как только заметили друг друга. Крепкие объятия, оба слегка одичавшие. Решаем здесь и далее селиться по хостелам, находим один в самом Олимпийском парке - с видом на главные символы. На улице +25 - Крым не смог отличиться таким зноем. Море, волны, кофе по-восточному, уйма историй - отчёты о наших первых этапах, которые здесь же и закрываем бутылкой хорошего абхазского вина. В качестве энтертейнмента - прогулка среди олимпийских объектов; вечером по ультимативному совету хозяйки хостела любуемся танцующими фонтанами. Назавтра выезд по маршруту. Задача следующая: доехать автостопом до аэропорта Анапы, забрать припаркованную Асеевым-старшим несколькими днями ранее Инсигнию и двинуть на ней в сторону дома. Не спеша, оглядываясь по сторонам, чтобы не пропустить великолепия российских городов: Краснодар, Ростов, Воронеж.
Утром выходим на трассу. По телу разливается знакомое и приятное чувство азарта и свободы, ощущение неизвестности и радость от любимого занятия. Десять минут и первая машина наша - фаршированный брандспойтами автомобиль пожарной службы. Мы на местах команды пожарных - с рюкзаками, разве что без спецодежды, готовы в любую минуту выпрыгнуть и начать действовать. Далеко, к сожалению, не уехали - спасатели держали путь в Сочи. Так что мы снова оказались на трассе. На этот раз не фартит. Но мы замечаем на заправке вареничную - лучшую в регионе по заверению тамошней официантки, и сочными аппетитными варениками переманиваем на свою сторону удачу. Сразу после ловим цементовоз, в кабине тесно и неудобно. В нём едем до Дагомыса, по которому я некогда нежным ребёнком прогуливался с мамой. В Дагомысе Женя решает не отпускать удачу и идёт в магазин за мороженым, а я в это время на трассе ловлю машину. Пять минут и передо мной останавливается комфортабельный минивен. За рулём нормальный парень, каких на Кубани хватает. Рассказывает, что сам из Ростова, едет на рыбалку в Астрахань и просит помощи: «Тёща делает на участке японский сад, наказала собрать два ящика камней. Без них, говорит, не пропустит дальше Ростова». Колорит. Собираем на пляже камни, подходящие под тёщины критерии, едем дальше. Я впереди, Женя за пассажира. 250 км по серпантину даются очень сложно - лезем в горы часов пять, затем, наконец, переваливаемся через них и оказываемся в Джубге. Кто-то из местных ранее советовал нам это место как идеальное для дикого туризма - мол, чистое море, мало народа, но нам не нравится и мы решаем двигать дальше, насколько это возможно. Внезапно возникшую на нашем пути новую проблему - ливень - мы решаем проверенным способом. В придорожном кафе представительского класса нам поднимают еду из подземелья на специальном лифте. Женёк в восторге. После вкусного и сытного обеда, уже в темноте, и теперь ещё и сырости, продолжаем движение вперёд. Какой-то тесный корейский грузовик вывозит нас из Джубги и оставляет на развилке «Геленджик - налево, Краснодар - направо». Перед прощанием странный диалог с водителем:
-А вы дальше будете стопить сейчас?
-Да, нам нужно максимально далеко сегодня уехать.
-Вообще я бы не стал на вашем месте, там трасса такая…
-Какая?
-Да нормальная, в общем, трасса… Ребят, пусть у вас всё будет хорошо.
В замешательстве и ещё более кромешной темноте прощаемся с корейцем и занимаем позицию под единственным в округе фонарём. Словам водителя мы умышленно не придаём значения и в наши десять вечера бодримся прохладой осенней южной ночи, пытаясь среди обилия автомобильных огней разыскать самого неравнодушного кубанца. Минут через двадцать мы грузимся в седан к хорошему парню с обилием цветов и сладостей в картонных контейнерах, и через какой-то час стоим над геленджикской бухтой в раздумьях: ехать дальше или сделать пит-стоп. Решаем сменить коней в этом уездном городе, размещаемся в первом попавшемся частном секторе. В Геленджике скучно и провинциально, так что я не буду заострять внимание на вечерней прогулке, а лучше сразу перейду ко второму дню нашего перемещения.
Успехи предыдущего дня вселили нам уверенность и мы решаем опробовать раздельный автостоп. Я уезжаю первый, но опять же недалеко, и, стоя где-то у подножий Новороссийска, ловлю Женю в компании пропитанного солью и романтикой корабельных путешествий моряка. Калейдоскоп водителей и транспортных средств в этот день впечатлил: приветливый семьянин со свадебным тортом на полсидения, фермер на Ниве с живыми курами в клетках, анапский наркоман, сокрушающийся о препонах властей продаже спайса. Наконец, у поворота на аэропорт стоплю последнюю машину - Женя прибыл на место назначения раньше меня, выкупил Инсигнию и уже успел зарядить её отличной музыкой. Многочасовые беседы с местными жителями не прошли даром, и мы вдвоём сходимся в показаниях, что самое красивое море бьётся о берег в Утрише. Совершенно ни от чего не зависящие, не спеша достигаем пункта назначения и понимаем, что последние признаки жизни имели здесь место месяц назад. Под аккомпанемент пронизывающего ветра и крика чаек закрываем купальный сезон в посёлке Сукко, соседнем с Утришом, и решаем двигать в цивилизацию.
Дорога до Краснодара проходит в беседах незаметно, и вот мы уже в столице Кубани, паркуемся около очередного би-энд-би с претенциозным названием «АртХостел». Краснодар не впечатляет обилием развлечений и мест культурного наследия, разве что танцующие фонтаны - настоящий тренд сезона - на месте, но и для них пока ещё не время, так что мы решаем не задерживаться и двигать дальше. На пути Ростов-папа. Недавно узнал, кстати, что этому прозвищу город обязан воровскому флеш-мобу середины прошлого века, когда воры разных мастей собрались на центральном рынке и пустили слух, что стоящая неподалёку колокольня вот-вот упадёт и всем необходимо эвакуироваться. Это позволило преступникам сорвать большой куш и таким образом ответить на инициативу своих одесских коллег, после которой легендарный украинский город прозвали «Одесса-мама». Аналогия была очевидна.
В Ростов мы въехали под вечер пятницы, и с первых секунд, проведённых в нашем очередном хостеле, мы почувствовали домашний уют и гостеприимность настолько искренние, что проснувшись в субботу и собрав разбросанные по всему городу осколки весёлой ночи, взвесили накопившиеся эмоции и незамедлительно решили остаться ещё на один день. Прогуливаясь по набережной Дона в поисках Парамоновских складов, мы удивлялись тому, как по-разному города, помеченные на географической карте одинаковыми красными точками, раскрываются для тебя при их посещении. Мы так и не смогли выявить для себя критерии, которые давали бы возможность заранее складывать мнение о местах, в которые ты приезжаешь. Был Краснодар, южный и просторный, такой же Ростов, но ощущения от них сравнить невозможно. В итоге, признаваясь в любви и восторге городу и, конечно же, Оле, хозяйке лучшего хостела на земле, мы не заметили проведённых там часов. Собирая вещи в воскресенье днём, мы пообещали друг другу обязательно туда вернуться.
Наш путь в столицу пролегал далее через Воронеж - город не менее легендарный и также хорошо всем известный. В Воронеже мне уже приходилось бывать несколько раз, и ощущения от города остались самые положительные, так что я с нетерпением ждал встречи и отсчитывал цифры на километровых столбах.
Воронеж - родина первого военно-морского флота. О тех временах, правда, напоминает лишь невыразительный макет в натуральную величину первого петровского корабля Гото Предестинация, но сам по себе факт довольно значительный. Исторические достояния Воронежа на этом исчерпываются. Вновь хостел, на этот раз с дерзким названием «Спи здесь». Конечно, далеко не то, что повстречалось нам в Ростове-на-Дону. Но чисто и вполне себе приемлемо для одной ночи по всем параметрам. Перед сном в местном пабе благодаря гостеприимности барменов смотрим мультик про кота Василия с улицы Лизюкова - главного, как оказалось, городского символа, - и ложимся «спать здесь». Утром долго идём по набережной в сторону уникального двухэтажного моста, посещаем центральный проспект, а затем стартуем на последнем в этом путешествии отрезке. Вновь песни и разговоры, а на заднем сидении воронежец в возрасте и сумка с курткой для Елены, которая мёрзнет в холодной и неприветливой Москве - наш первый опыт участия в известном сервисе попуток. Какие-то семь часов по идеальной дороге и вот, мы дома.
Путешественник тем отличается от туриста, что отправляется в свой путь без обратного билета. Это была поездка именно такого рода, и я всегда радуюсь возможности прокладывать себе маршрут, стоя на дороге с вытянутой рукой или сидя на платформе незнакомой станции. Из очевидных плюсов - отсутствие разочарований, так как ничего не ждёшь, большое количество памятных историй, непредсказуемые знакомства и диалоги. После первой такой поездки думаешь, что вообще-то можно было бы и спланировать всё заранее, потому как в этот раз повезло, но что было бы, если... А после шестого понимаешь, что ничего другого и не нужно. Ну, это как с Беседкой Ветров, которая каждый приезд на ЮБК одерживает надо мной верх и заставляет по пять часов карабкаться в горы по камням, скрываясь от егерей и изнывая от жажды. Останавливающийся перед тобой автомобиль и отсутствие билетов в кассе завораживают и бросают в неизвестность, заставляют довериться случаю и стечению непредсказуемых обстоятельств. Вопреки логике, такие моменты притягивают. Думаю, это называется жажда приключений.