Всем пятница!)
Как ваши дела?)
А у меня сегодня КНИГА, которая навсегда и всеобъемлюще будет находиться в моем сердце.) "Пена дней". Борис Виан.
До прочтения этого произведения я абсолютно не была знакома с Вианом: ни в какие годы он писал, ни о чем, а самое главное - КАК. И когда я скачала себе на телефон "Пену дней", я на протяжении нескольких дней не могла продвинуться дальше 5 страницы. Я начинала читать и бросала, думая, что скачала книгу с паршивого сайта и в тексте ошибки. Сверив начало текста на нескольких других сайтах, я поняла, что у меня не глюки и смело нырнула в Виановский мир с головой.
После этого я перечитывала книгу еще два раза и скорее всего, дописав этот отчет, мне жутко захочется сделать это еще раз.
Однозначно, это книга о любви. И настолько глубоко меня не трогала ни одна любовная история со времен "Ромео и Джульетты" Шекспира и "Собора Парижской Богоматери" Гюго. "Пена дней" входит во всевозможные "ТОП-50 книг столетия", "ТОП-100 книг обязательных к прочтению"... Стоит ли прочитать? Несомненно!)
Об этой книге я могу говорить часами, писать тоннами букв и даже рисовать красками.) Но чтобы не превращать и этот пост в простыню, я буду краткой. Насколько смогу, конечно.) Хотя сестра таланта обычно обходит меня стороной.)
Ну, во-первых, Виана описать невозможно, можно описать свои ощущения, но это будет уже СОВСЕМ другая история. О нем и говорить-то в принципе не надо, его надо читать!
Во-вторых, миры Виана мне больше, чем по душе. Будьте готовы, что вы столкнетесь с сюрреализмом не виданным раннее. Кэролловская "Алиса" ориентирована все-таки на детей. В ней нет ни Колена, подстригающего "края своих матовых век щипчиками для ногтей", ни угрей, вылезающих из крана с водой в раковину, ни пианино, в зависимости от проигрывающейся на нем мелодии создающего всевозможные коктейли, ни ружей, растущих из желудей, согретых человеческим телом.
Во время чтения этой книги моя фантазия настолько сильно бушевала, что просто невозможно было не взяться за карандаш и рисовать, рисовать, рисовать. Я вообще эту книгу рекомендовала бы для творческого развития: в ней стооолько героев, образов, внешностей; необычных будоражащих воображение деталей, подробностей; неукладывающихся в голове предметов, устройств, которые просят незамедлительной реинкарнации на бумаге. Уж точно вышло бы что-нибудь по интереснее бабочек-сердечек-цветочков-завитушек, чем, кстати, и я частенько грешу.))
В-третьих, книга невероятно осязательная, сенсорная, тактильная. Иногда мне становилось скучно, когда речь шла о главных героях: слишком они для меня поверхностные, безхребетные, нецепляющие и безвольные. Но то, КАК они описывались автором и все происходящее в книге, заставляло глотать страницы. Почти каждое слово можно было потрогать, понюхать или попробовать на вкус. Виан живым ярким паззлом по кусочкам складывал абсурдную реальность, в существовании которой не сомневаешься ни на минуту: ведь только что тебя обдул легкий ветерок, или ты прошелся по светлому коридору в квартире Колена, или учуял "восхитительный запах", исходящий "от светлых волос Ализы". Книга живая и дышит до сих пор.
"Янтарный гребень разделил их [волосы]шелковистую массу на длинные оранжевые пряди, похожие на борозды, которые веселый пахарь чертит вилкой на абрикосовом конфитюре."
"Над ними ввысь уходили столбы, казалось, что они соединяются где-то неимоверно далеко. Матовый камень красивого бело-кремового цвета ласкало мягкое сияние дня, и он отражал во все стороны нежный, спокойный свет, становившийся на самом верху голубовато-зеленым." <= Как это красиво!
"Небо нависло совсем низко, красные птицы летали вровень с телеграфными проводами, поднимаясь и спускаясь вместе с ними, и их пронзительные крики отражались от свинцовой воды луж."
"Колен уселся на табурет с сиденьем из пористой резины, обитой подобранным под цвет стен промасленным шелком."
"По обеим сторонам дороги тянулся чахлый короткошерстный мох выгоревшего зеленого цвета, время от времени попадалось кривое, растерзанное дерево."
"Колен всунул ноги в сандалии на меху морской собаки и надел элегантный домашний костюм: брюки из зеленого глубокой воды вельвета и пиджак ядрено-орехового цвета."
"Дверь подъезда захлопнулась за ним, издав звук поцелуя в голое плечо."
В-четвертых, это не тот самый момент, когда все заканчивается хорошо. Книга местами жестока и тяжела, а финал трагичен. И неудивительно, это же душедробительный Виан.
За что еще я люблю "Пену дней" и самого Виана? За черный юмор, простите.
"Профессору Д'Эрьмо было лет сорок. Их ему и давали. А больше он бы все равно не взял."
"Они выбрали карьеру педиков по необходимости и по склонности."
"Почти всегда у него было хорошее настроение, а в остальное время он спал."
"Партр вышел из-за стола и продемонстрировал слушателям муляжи самых различных типов блевотины. Самая прекрасная из них - непереваренное яблоко в красном вине."
MOVIE
В 2013 году вышла экранизация этого романа режиссером Мишелем Гондри.
Фильм я посмотрела не сразу. Отталкивала идея о возможности воплотить этот тонкий и хрупкий мир Виана на экране. Но не пожалела! Я смотрела и думала, сколько же скрупулезной, тщательной, филигранной работы было проделано, чтобы хоть как-то картинка стала похожей на книгу. К героям я не прониклась и здесь, кроме, пожалуй, Омара Си. А может так и было задумано? Весь этот невообразимый, ломающий стереотипы сюр и абсурд оживает в фильме Гондри. Ему это удалось сполна! От происходящего на экране невозможно оторваться. Это потрясающий, своеобразный, пессимистичный фильм, который явно придется по вкусу не всем. Мне он очень понравился, как самостоятельное произведение искусства, как экранизация - все-таки что-то потерялось, что-то допридумывали, что-то упустили. Но в этом Виан виноват, что пишет настолько крупномасштабные, многогранные книги, которые не уместятся в никакие два часа на экране.
А понравилась ли вам экранизация книги?
Всем приятных, теплых и прекрасных выходных! :)