А началось всё на третьем курсе. Год 2000 кажется.
Тогда в нашем украинском театре в Луганске мой будущий педагог и один из главных мастеров Владимир Московченко выпустил спектакль "Приборкання норовливого".
Это был очень крутой спектакль. Современный, с трюками, фехтованием, танцами в стиле Майкла Джексона, музыкой из сплава техно и Хип-хопа.
Дико смешной. С блестящим Сашей Редей в роли Степана, который каждым своим выходом "рвал" зал в китайские грелки.
Студенты обожали этот спектакль. Я смотрел раз десять.
А потом, когда мне посчастливилось поработать в театре в качестве артиста, я и сам сыграл в нем одну из ролей второго плана.
И странное дело было в этом спектакле.
Мы там прыгали, дрались, кувыркались, фехтовали бегали как раненные, но...
Сколько мы его не играли всегда хотелось ещё. Бывало выкупали утренний и вечерний спектакль и выходя на финальный танец ВТОРОГО спектакля подряд, я ловил себя на мысли что хочу играть третий.
Молодой был. Энергии дофига. А этот спектакль заряжал ещё больше.
Зал "Приборкання" обожал. И накачивал нас ответной радостью по самые уши.
Потом я узнал, что пьеса по которой "Приборкання" было поставлено, называлась "Любовь в стиле барокко" и принадлежала перу Ярослава Стельмаха.
Отличная пьеса, стилизация под ритмованый слог комедий Шекспира и Мольера. Смешная, в меру скабрезная, игровая и хулиганская. С неожиданной глубиной, если смотреть внимательно.
Когда я волею судеб переквалифицировался в управдомы, эта пьеса прочно поселилась в моем режиссерском портфеле возможных постановок.
Потом спустя много лет 2017ом я сделал эскиз по ней в театре Et Cetera и хотя его в работу так и не взяли, но я лично был очень доволен. Получилось совсем не похоже на "Приборкання" по форме, но по сути, лёгкости, драйву - очень близко. Артисты зажигали и текст играл всеми своими красками. Но постановка не случилась. Значит...
Когда у меня руководители театров спрашивали о "комедии", мол жанр приятный, билеты продать можно, я первым делом вспоминал о "Барокко". Ну всё у пьесы на месте, бери да ставь!
Но как показывает практика, любой замысел осуществляется не сразу. Иногда на ожидание уходят годы.
И вот когда мне наконец одобрили "Барокко" в Брянском драматическом театре, радости моей не было предела. Я прямо видел там комедию в стиле фарсов Мольера в пространстве сцены из "Слуги двух господ" Стрелера.
Ничего не надо, только деревянный помост и актёры, заблудившиеся во временах, играющие вечный сюжет об укрощении строптивого сквозь пространство и время. (Говорил я своей прекрасной художнице, недоумевающей "Саша, если вы всё придумали, то зачем я вам тут нужна?") Но Мирра не была бы собой, если бы не сделала из моей простой идеи нечто уникальное.
В итоге помост площадного театра оброс нижней и верхней рампой, превращающим пространство в подобие сцены для рок-концерта.
А в названии спектакля с ее лёгкой руки копирайтера появилось "баROCKко" и если это не гениально - ущипните меня.
Костюмы совершенно потрясающая стилизация барочного стиля и современности. Кентавры эдакие - верхняя часть классическая, а внизу беспредел, кеды, джинсы, шорты, леггинсы. (Мы потом посмотрели Остермаера, и подумали, что с низом всё-таки лучше, чем без него)))
Ей пришла в голову идея с постепенным обнажением сцены во втором акте, и режиссёр, который поначалу сомневался в разумности этой идеи, попробовал и в итоге не пожалел. Потому что это красиво. И точно. И в самое нутро по смыслу.
Ну и главный элемент сценографии. Стулья. Для тех, кто меня знает, не секрет что я обожаю стулья. Мне кажется я любой материал могу на них поставить. (Ну что поделать, трудное детство, голод, деревянные игрушки, прибитые к полу...)
Но я же адекватный, ведь правда? Нельзя же так из спектакля в спектакль на стульях скакать?
Я прихожу и говорю, - "Где стулья, Мирра? Мирра, нам нужны стулья!" На что слышу достаточно резонное, - "Хрен вам, Саша. Не будет этого!"
В итоге она придумывает стулья, у которых вместо спинки манекен для одежды, да не простой, а словно скелет с просвечивающимися ребрами, а внутри подсветка из светодиодов.
Красиво как в сказке черт возьми.
И да, не просто стулья, а именно важнейший сценографический акцент с которым в спектакле мы поиграли на полную катушку.
Кроме того, мне очень хотелось продлить жизнь спектакля. И гастрольную в том числе. Поэтому собирается вся сценография за полчаса-час при работе четырех монтировщиков. И играть можно в любом ДК районного масштаба где есть четыре работающих штанкета. Поэтому особый респект Мирре за мобильность и лаконичность решения спектакля.
А ещё я хотел, чтобы актеры в спектакле танцевали. Да так чтобы искры из глаз. Чтобы вжарили на все деньги, и чтобы брянская земля ещё такого не видела.
Поэтому и пригласил свою любимую сестру Валю устроить артистам стресс-тест.
То, что я обожаю эту женщину никак не отменяет того что она офигенный профессионал и настоящий художник в том, что касается хореографии.
Человек умеющий танцевать и ставить всё, начиная от классики и заканчивая хип-хопом.
Но быть хорошим хореографом для работы в спектакле недостаточно. Нужно уметь общаться с артистами, понимать специфику театрального танца, уметь слушать режиссера и двигаться вместе в одном направлении.
Самое сложное в работе это когда всё вокруг крутые профи, но каждый ставит спектакль о своем. И для себя. Басня Крылова в наглядном варианте. Договориться всем и во всём - самая сложная часть процесса.
Я не так много работал с хореографами в театре, но Валя идеально умеет слышать мои задачи и реализовывает их намного лучше, чем я сам мог бы представить.
Мне кажется, что она может научить танцевать даже инопланетян, у которых вместо ног - ложноручки.
В принципе, примерно это она и проделала в нашем спектакле (без обид, ребят?)
Хаус, хип-хоп, локинг, вогг...
В общем-то всё с нуля-уровня. Не то чтобы артисты нам попались совсем уж дубы-колдуны, но такая стилистика им была в новинку и мозг и остальное тело частенько отказывали.
Ребята умирали на тренировках и доходило даже до гипертонических кризов и обмороков. Не то чтобы мы этим гордимся, но уровень нагрузок, думаю, можно представить.
Валя поставила для спектакля семь танцевальных номеров. СЕМЬ! И даже ухитрилась своей ласковой, и без мата, но при этом железной рукой заставить артистов станцевать все связки синхронно и почти без ошибок. И если честно, это самое настоящее чудо.
Потому что в общей сложности у Вали было две недели репетиций с артистами.
Под какую же музыку они танцевали, спросите вы? О, это отдельная история, друзья мои.
С самого начала мне хотелось, чтобы в спектакле звучала музыка, написанная специально для него. Чтобы уж совсем эксклюзив-эксклюзив.
И есть у меня добрый друг. Внимание, барабанный бой.... Ваааааааасилий Уриевский!
Если кто-то ещё не знает Васю - вы человек отставший от вагонетки с шоколадом плывущей из Мадагаскара в Саратов.
Актер, музыкант, талант, ходок на ходулях, автор песен и прочей восхитительной ерунды включая свой непревзойденный шарм.
Вася - это чистая радость и восторг.
Уфф... Я не переборщил с пафосом? "Со мной это постоянно происходит" (с)
В общем, я попросил Васю написать песни к спектаклю. И он написал пять совершенно чумовых песен, которые звучат в спектакле и поселились теперь у меня в плеере. Думаю, что не только у одного меня.
А у Васи есть подруга. Катя Гопенко. А у Кати есть своя группа "Немного нервно". А ещё Катя - гений. Её песни физически делают этот мир светлее. Потому что нет ничего кроме любви, и Катя доказывает это в каждом своем проявлении: выступлении на сцене, записывает альбомов, раздаче интервью или ведении своего блога. Всё это она делает так что хочется пасть ниц перед богиней и нецензурно восхищаться.
В пьесе явно прослеживается противостояние двух сил, двух культур, двух стратегий поведения. Иня и Яня. Женского и мужского. И режиссёр не мог не обратить на это внимания.
Захотелось чтобы мужскому взгляду на жизнь в музыкальном плане, противостоял женский и с женскими взглядами даже талант Васи при всем моем уважении справиться не мог бы.
Поэтому я пригласил ещё и Катю написать что-то, дабы уравновесить баланс музыкальных сил.
Но дело в том, что Кате даже сочинять особо ничего не надо, часть ее песен словно так и были внутри этого сюжета чего стоит лишь строчка, - "Боже избавь нас от вечной участи любить мудаков..." Непосредственно для спектакля, Катя сочинила одну песню «Чудеса с картин мастера Босха» и эта песня прекрасна как всё что исчерпывающе может сказать женщина о любви.
Кстати, в спектакле именно песни Кати отвечают за «ROCK» а Вася взял на себе непростую задачу противопоставить ей рэп-культуру. И надо сказать у них обоих всё блестяще получилось. У меня даже доча выучила наши песни, разве это не лучший показатель качества?)
В итоге я предложил руководству театра к премьере сделать совместный концерт на сцене театра группы «Немного нервно» и Василия Уриевского. Ну, круто же?! По-моему - очень. Жаль только, не осуществилось. Но идея была богатая.
Вот такой командой мы задумали спектакль. И приехали в Брянск со всем этим интеллектуальным богатством. А там…
Там были актеры. В основном молодые. Те, кто составляет костяк «рабочих лошадок» в театре. Которые тащат на себе весь «горох» мелких и массовых. Прослойка «вечно молодых» которые уже давно перешагнули 30-летний рубеж, но до «заслуженных» и «народных» им еще как до Киева пешком. Те, кто тихо спивается и сходит с ума от недореализованности. Те, кто каждое утро спрашивает себя, - "Какой черт загнал меня на эти галеры? Может ну его нахер?"
У меня тут на днях в Канске актер умер. Ему немного за сорок было. А до этого в том же Канске, повесился парень, который играл в эскизе «Преподобного». Ему было вроде 20 лет.
Сложно живется молодому артисту в театре за пределами столиц. Почти в каждом первом городе ты видишь у артистов одни и те же выражения лиц на первой читке пьесы. Мало денег, много мелких ролей, отсутствие права голоса перед старшими коллегами, потраченные лучшие годы без качественной творческой нагрузки, постоянный стресс от отсутствия перспектив, масса ненужных ритуалов, случайная режиссура, и провинциальный зритель, определяющий вкусы в репертуаре театра.
Конечно же бывают счастливые исключения как например в Нижневартовске, но в основном проблемы у всех схожие.
Когда приезжаешь в такой город и видишь всё это, хочется плакать. Потому что ты здесь всего на полтора месяца, а они живут в этом состоянии бесперспективняка годами. Годами, Карл!
И нет этому конца. И как из этого выбираться непонятно. Хотя… Может всё дело просто в любви? Той самой пресловутой любви искусства в себе. Причем начинать надо исключительно с руководства театра. Тогда и всем остальным дышится легче. В Нижневартовске же получается? Значит возможно? Значит это не сказки? Но… ладно, это лирика.
Условия задачи на вид были довольно просты. Репетируем спектакль до середины июня, потом театр уходит в отпуск и выпускаем в октябре. Нормально? Нормально. Прмежуточный этап и доведение до ума всех неточностей и чистка осенью. Ударили с руководством по рукам.
Выбрал актеров по фотографиям. Сделал примерное распределение. Потом была первая читка. Всё как обычно. Настороженность, скепсис, закрытость. Начали репетировать, тренинги там всякие, истории и прибаутки, потихоньку стали расслабляться, двигаться друг другу навстречу. Вместе начало получаться придумывать, шутить, вытворять глупости. Тоже всё как обычно. Всё, как и должно быть по любви.
Параллельно с репетициями спектакля сделали открытие и закрытие театрального фестиваля в Брянске, к нему ухитрились придумать и показать четыре эскиза по «Ричарду III», «В ожидании Годо», «Предложению» и «Слуге двух господ» на площади перед театром в режиме «на репите». Это нас еще больше сблизило.
Танцы с Валей, неформальное общение, постоянная игра на репетициях, все это актеров прямо-таки разбудило, раздразнило и создало правильную творческую атмосферу. Было в кайф. Всё как мы любим.
Потом был выпуск. Сложный, выматывающий, из последних сил. Мы собрали спектакль в двух составах, еле-еле успев к промежуточному летнему финалу. Было трудно, но мы справились. Сыро, неровно, местами неуклюже с перебором с недоученным текстом, лажей в танцах и стандартными актерскими страхами мы вышли на сдачу худсовету.
Вышли, но не прошли. Худсовет не принял нашу работу. Это нельзя показывать зрителям. Пошло, грязно, непрофессионально. Таков был вердикт. На обсуждении в кабинете директора, спектакль собирались закрыть. Я не хочу здесь о причинах этого разочаровывающего опыта. Скажу лишь, что причины были и далеко неочевидные для творческой группы спектакля. Но как есть - так есть. Я пришел к артистам, которые ждали нашей судьбы после этого злополучного прогона и выложил карты на стол. Честно говоря, я не очень был готов бороться за спектакль. На тот момент силы уже закончились.
И тогда случилось чудо. Актеры узнав об этом встали на дыбы и потребовали у руководства дополнительных репетиций чтобы доделать недоделанное и показать не сырую сборку, а уточненный и вычищенный спектакль. Вот прямо физически позвали худрука и директора к себе в гримерку и довольно эмоционально выложили им своё отношение. Видимо они были очень убедительны. И Руководство позволило нам доделать всё что необходимо. Правда, под чутким руководством худрука.
Потом у нас была еще одна сессия репетиций. Десять дней. Мы переделали спектакль почти полностью если говорить о мизансценах. Худрук сначала присутствовал на каждой репетиции, контролировал, уточнял, корректировал и всячески наблюдал за процессом. Потом, когда стало понятно, что у режиссера окончательно «упала планка», стал приходить реже. Тот еще опыт, если честно. "Дежа вю, это я уже проходил…" как сказал бы Вася Уриевский.
В итоге, когда мы вышли показывать спектакль второй раз, это был уже нормальный результат. Чистенько, без перебора, с более уверенными в себе артистами и огромным желанием доказать свою правоту и заявить права на спектакль. Разве что танцы были грязнее, но так как репетировали мы без Вали - неудивительно. Первое что страдает в музыкальных спектаклях без присмотра постановщика это физическое действие и танцы - вечное наследие психологического театра, чтоб он был здоров…
После второго просмотра спектакль приняли и разрешили поставить в репертуар. Поначалу премьеру планировали на середину октября, но позже переставили на начало ноября.
Руководство сначала даже не совсем было уверено, нужно ли приглашать на выпуск спектакля режиссера художника и хореографа, но потом посовещавшись все же решило пригласить. И спустя три с половиной месяца мы приехали в Брянск в третий раз. Как говорится, «Бог троицу любит»…
И что же в итоге, спросите вы? А в итоге, всё получилось, как нельзя лучше. Мы выпустили «Барокко», и на премьере зал смеялся и плакал, подпевал и был всячески счастлив. Все билеты били проданы и к моему огромному удивлению, брянский зритель которым нас так пугали, понимает юмор, ценит постмодернистские игры и любит хорошую музыку. После антракта из партера не ушел никто. А на поклонах нам устроили настоящую овацию.
Мы победили. Спектакль победил. «Соберите суд, но победителей не судят, мы новые кроманьонцы, мы выбились в люди…»
Дальше был стандартные поздравления, фото, подарки, подписывание программок, слезы и откровения. Но не это было главным. А что же, спросите вы?
Главнее всего, всегда люди. Люди, с которыми ты делаешь общее дело. Люди, которым ты вверяешь себя и свой замысел, и они воплощают его своими силами, действиями, идеями. Люди, которые берут зерно из твоих рук и своими заботливыми руками взращивают и заботятся о нем. А ты стоишь растерянный и благодарный за то, что поняли, приняли, оценили и донесли.
И режиссер в сущности всего лишь катализатор этого процесса. Потому что, если люди не пойдут за тобой, с тобой вместе - ничего не получится.
А артисты - всегда были и будут главными людьми в театре, что бы там не казалось и не постулировалось. И если эти люди поверят тебе, поверят в тебя и твою идею - вы все вместе обречены на успех. По-другому просто не бывает. Потому что найти людей с такими же психическими отклонениями как у тебя - бесценно.
Ребят, и самое главное напоследок. Всегда помните.
МЫ ЗДЕСЬ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДЕСЬ.