Игры Демиургов часть 1

Oct 04, 2010 22:06

Уже неделю собираюсь написать о нашей последней премьере «Игры демиургов» и вот, наконец преодолев врожденную лень заставляю себя суммировать на бумаге все подробности с которыми создавался этот спектакль.

С рассказами Петра Бормора о приключениях (злоключениях?) двух демиургов Шамбамбукли и Мазукты я познакомился около года назад. Моя Настенька несколько раз сбрасывала мне тексты из ЖЖ автора, прося уделить им пристальное внимание. Почитав сказки о творцах я тогда не придал им особого значения, сочтя довольно забавными анекдотами, и не больше. Хотя рассказики были весьма симпатичными, свежо и вкусно написанными. Но у меня как раз недавно вышел спектакль «Пусть будет так», где тоже были использованы инсценировки небольших философских сказок-притч и естественно, повторяться не хотелось. Но материал все-таки был довольно заманчивым. Тогда, я не желая просто так расставаться с Бормором, собрался дать эти рассказы для постановки своим актерам, чтобы они попробовали что-то сделать самостоятельно, с надеждой на какой-то качественный прорыв. Думал, если что, я чуток помогу, и будет еще один спектакль в репертуаре. Однако оба Димы, Гнутов и Момот, не проявили особого энтузиазма в отношении этой идеи, и все благополучно заглохло.

Когда мы возвращались этим летом с фестиваля в Санкт-Петербурге, перед нами вставал достаточно жесткий вопрос: «Что ставить в августе к началу сезона?» На примете было 3 пьесы для каждой из которых уже было найдено решение, и даже примерно прикинуты исполнители на роли. Но достаточно быстро все наши прожекты рассыпались прахом, потому что большая часть моих актеров в августе уже нашла работу, или появились другие непредвиденные обстоятельства и участвовать в активном репетиционном процессе они не могли. Так Дима Момот уехал на персиковую плантацию работать рабовладельцем, Катя Глушко в очередной раз поменяла работу, Дима Гнутов поехал в Карпаты слушать голоса гор… а в отношении Яны Михневой все было совсем невесело, ей пришлось уехать в Москву и возможно насовсем… а Яна Литвишко и так работала много и ей не помешал бы отдых. В наличии оставались только две девочки, Катя Максименко и Наташа Щеткина которые решили отказаться от всякого отдыха ради работы в новом спектакле.

Условие задачи было достаточно жестким. Нужен был материал на двух девушек желательно интересный, игровой, с большой долей того что мы у себя называем «глубиной». И естественно роли в этом материале должны были принципиально отличаться от того что девочки играли раньше. Тогда-то я и вновь вспомнил об «Играх демиургов». Они показались мне наилучшим вариантом в сложившейся ситуации.

Все было весьма логично. Демиурги-боги по идее не имеют пола, потому нет особого значения актеры или актрисы будут их играть. Значит можно попробовать поставить сцены из жизни богов, и учитывая особенности материала - играбельность, парадоксальность, действенность, пульс вписанный в эти рассказы, поставить спектакль быстро и успеть к началу сентября с премьерой. Тогда эта задача показалась мне очень простой. Я рассчитывал за месяц поставить спектакль примерно на час- час десять по хронометражу и в сентябре приступить к работе над пьесой другого автора, о постановке которой мечтаю уже около года. Благо в сентябре все вернуться и у меня будут исполнители для работы.

Еще будучи проездом в Москве после фестиваля, было придумано общее визуальное решение постановки: Мячи, обручи, диски, все имеющее форму круга и шара как инструменты с помощью которых демиурги творят свои миры. А учитывая что демиургов будут играть девушки, забавной и даже немножко хулиганской мыслью было то что все эти инструменты будут спортивными снарядами для фитнесса. Кроме этого у меня уже заранее чесались руки на тему того как много всего интересного и оригинального можно придумать работая с этими инструментами. Простор для мизансценирования открывался просто запредельный. Что касается костюмов, так как Мазукта условно злой демиург, а Шамбамбукли - условно добрый, одежду им решили подобрать по принципу максимальной простоты - белое и черное кимоно. Как оказалось в последствии, это не было ошибкой. Кимоно позволяет делать сколь угодно сложные пластические действия, не сковывает движений, а если их не подвязывать традиционным поясом, визуально исчезают ассоциации с восточными единоборствами, а остается лишь легкая удобная одежда, которая смотрится даже несколько оригинально.

Со всеми этими идеями и купленным реквизитом мы вернулись домой в Луганск. Далее передо мной стояла достаточно сложная задача. Как я уже говорил выше спектакль по рассказам, коротким философским притчам, уже есть - это «Пусть будет так.» Нужно было придумать форму такого рода, чтобы различные рассказы о работе двух творцов не превратили спектакль в «лоскутное одеяло». Кроме того что это был бы повтор, единой «второплановой линии» для демиургов придумать не получалось. Да и было понимание, что не нужна она. Утяжелит. Тогда пришла в голову идея, выбрать часть рассказов и попробовать свести их вместе, создав некое подобие композиции, а в идеале - пьесы. Сразу скажу, что получилось далеко неидеально. Слишком разные все эти истории. Но мало-помалу что-то начало вырисовываться. За основу была взята «книга книг» и события в композиции мы старались выстроить примерно тем же образом: Сотворение мира, сотворение человека, ад, рай, заповеди вавилонская башня и так далее по возрастающей. Получилось подобие пьесы, но уверенности что все это будет восприниматься цельно - не было. В принципе когда я начинаю работу над спектаклем я как правило, не уверен практически ни в чем. Все кажется очень зыбким… И что же вышло на бумаге?

История о двух демиургах творящих миры в заводских масштабах, о персонажах для которых само творение является профессией. О местами циничных и трезвомыслящих божествах, которые обладают прекрасным чувством юмора и здоровым скептицизмом. В различные моменты действия к демиургам приходят сотворенные ими разные люди и в зависимости от характеров этих людей предъявляют своим создателям различные требования. Просьбами дело не ограничивается, в ход идут, хитрость, наглость, хамство, претензии… Так они и живут… так и живут созданные ими миры и люди.
Было решено, что всех этих людей с самого начала играть будет один актер. Причем принципиально важно было, чтобы этим актером был именно мужчина чтобы обозначить более точный конфликт интересов персонажей. Чтобы даже на визуальном уровне возникало понимание различия между демиургом и человеком.

С самого начала я хотел, чтобы Человека играл Дима Гнутов, актер украинского театра. Мне кажется, есть в нем такое стремление к поиску, перевоплощению, импровизации которое в этой роли можно было бы осуществить по полной программе. Еще по работе с ним в «Пусть будет так» я знал, что этому актеру можно давать много дурачиться и свободно выдумывать и что это может дать отличные результаты.

Но еще до начала репетиций Дима, дав согласие работать в спектакле уточнил, что уедет на 2 недели августа в Карпаты. Это для репетиционного процесса было бы катастрофой, потому что работать мы собирались в ударных темпах без выходных, чтобы успеть к началу сезона сделать премьеру. Нужно было какое-то альтернативное решение. И оно, конечно же, нашлось в лице Виталика Сыча, молодого стеснительного парня поступающего в этом году к нам в институт на актерское отделение.

Он начал ходить на наши спектакли около полугода назад, ему понравилось то, что мы делаем, он стал проситься приходить на репетиции. Я не возражал, пусть смотрит. Потом Виталик решил поступать на актера, начал готовиться, пару раз в приватной беседе обмолвился, что хотел бы с нами работать. В ситуации жесткой нехватки мужских исполнительских сил мне эта мысль показалась весьма интересной. Ну а развязкой этой истории послужило то, что Виталик не поступил в институт, недобрав всего 1 балл для проходного. Поговорив с ним еще раз, я увидел, что парень действительно хочет посвятить свою жизнь нашей кошмарной профессии. И тогда я принял довольно рискованное но и спасительное решение - взять его в спектакль на роль Человека вторым составом.
Рискованное, потому что у него нет никакой школы кроме наивной искренности и простоты, а спасительное, тем, что решались проблемы с репетициями в отсутствии Гнутова, да и поддержать Виталика после провала на поступлении тоже было необходимо.

Итак мы начали репетировать. И как это частенько бывает, выяснилось что все, или большинство из того что было придумано до начала работы - совершенно не вписывается в текст сказок Бормора. Как любил говаривать Сунь-Цзы: «Ни один план сражения не выдерживает и пяти минут настоящего сражения». Получилось именно так. Вскоре стало ясно, что мячи не хотят стоять там, где их поставили, а катятся, куда им вздумается, что усидеть на них занятие довольно непростое, и придумать массу оригинальных мизансцен с ними очень нелегко. Оказалось что обручи вещь довольно избитая с точки зрения театральных постановок, взять хотя бы «Сватання» в Украинском театре там были бублики, а не обручи, но все же… А диски «Грация» для сжигания калорий и обозначения талии , вещь очень сложная, и работать с ними очень нелегко, нужна отличная координация движений и определенная сноровка… Кстати во время репетиций одну пару дисков мы «убили» в хлам окончательно. Купили вторую пару, тоже поломали, а на премьеру приобрели уже казавшиеся неуничтожимыми железные диски, но и для тут хватило трех репетиций и премьеры, чтобы из их внутренностей стали сыпаться шарики.

Помимо проблем с реквизитом и мизансценированием, начали возникать чисто постановочные проблемы с материалом. Я у же не раз замечал что прозаический материал, перелицованный под драматургические рельсы, в определенный момент просто начинает оказывать активное сопротивление постановке. Как будто запрещает или не хочет, чтобы его выносили на сцену и воплощали визуально. Сопротивление доходит иногда до открытых конфликтов когда определенная сцена переделывается кардинально около пяти - дести раз. И ты все равно не можешь достичь того результата которого хочешь. В такие моменты хочется сесть обхватить голову руками в полом бессилии. Возникает ощущение что все сделано не так как надо и что ничего не получится. А еще в голове постоянно сидит мысль: «Ну как же это ставить?!» А ответа - нет. Ощущение безвыходности и какой то невыносимой тяжести от работы.

Так было с «Эпосом хищника» когда я впервые понял каково это репетировать, словно разгрызать камни, еще более тяжелой была ситуация во время работы над «Пусть будет так», там вообще казалось что спектакль не получится, потому что не выходит понять как связано между собой все что происходит на сцене… так же тяжело было и в работе над «Играми демиургов». Думается, что ставить инсценировки прозы пока что надо прекратить уж больно большой кровью они даются…
Ладно, не отвлекаемся. Еще одной сложностью было то, что вместо запланированного часового спектакля начало получаться что-то запредельно большое и тянущее примерно на 2 часа с лишним. Причины этого предельно просты - жалко было выбрасывать многие сказки которые были очень вкусными сами по себе. Ну просто не находилось сил чтобы отказаться от некоторых историй. В общей сложности материал спектакля тянул на 30 с лишним страниц стандартного вордовского текста 12 шрифтом. Причем во время репетиций чуть ли не каждый день объясняя актерам те или иные задачи мне приходилось говорить: «помните тот кусок, который мы выбросили? Так вот это именно то, что я хотел сказать…» Редактура материала была просто резаньем по живому. Приходилось брать себя в руки, напоминать себе что мы ставим спектакль а не любимую книгу и отказываться например от такого:

-Смотри, как всё замечательно устроено!- горделиво произнес демиург Мазукта и кивнул на свой мир.
-Да, очень мило,- согласился демиург Шамбамбукли.
-Мило - не то слово!
Мазукта раскрыл папку с кучей графиков и продемонстрировал их товарищу.
-Видишь, какой уровень благосостояния? У наука? А искусство и образование? А уровень моей популярности? Вот то-то же! Осталось только одно маленькое дельце...
Мазукта протянул руку и нажал на кнопку "Армагеддон"
-Зачем?!- вскрикнул Шамбамбукли.
Мазукта перевел на него удивленный взгляд.
-Что значит, зачем? А как же я попаду в таблицу рекордов, если не завершу игру?

И так далее. Можете представить, как нужно было стараться чтобы не раздуть спектакль до 3-х часового действия!

Продолжение следует!

deep

Previous post Next post
Up