Виктор Васнецов писал эту картину около двадцати лет. Полотно было закончено в апреле 1898 года и выкуплено П.М. Третьяковым для его галереи.
Картина получила название «Богатыри». Сам художник сказал о ней следующим образом: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
Здесь изображены три русских былинных героя. Посредине на вороном коне сидит страший из братьев по оружию - Илья Муромец, и смотрит вдаль из-под ладони. В одной руке у него копье и щит, в другой - булатная палица. Слева на белом коне - Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на буром жеребце - Алеша Попович, в его руках лук и стрелы, на одном боку колчан, на другом гусли. Он самый молодой из богатырей. Все трое стоят на широкой равнине пожухлой травы и редких молодых елочек. На заднем плане видны холмы и пасмурное, тревожное небо, говорящее о надвигающейся опасности.
Васнецов воскрешает великой духовной мощности образы былинных защитников Древней Руси, стремясь показать преемственность героического прошлого русского народа с его настоящим. При всей конкретности, богатыри видятся как мифическое воплощение созидательных сил земли русской. Под могучими фигурами воинов на мощных боевых конях видна молодая хрупкая поросль елочек, как метафора преемственности поколений. Каждый из богатырей наделен исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет мудрость, основательность, неторопливость, опору на опыт и традиции народа. Добрыня Никитич воплощает боевой дух и стремление защищать свою землю. Алеша Попович показывает созидательное, чуткое и поэтическое начало русской души, легко откликающееся на все проявления красоты.
В.М. Васнецов у картины «Богатыри», Москва, 1898 год
О появление идеи картины художник говорил:
"Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, - просил передать, - что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая - одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское - за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться."
------------------------
Почему мне вспомнилась именно сегодня именно эта картина?
Решила поздравить знакомых с наступившим праздником, потопала искать красивые открытки и... такого потока мелкой глупости и пошлости совсем не ожидалось. Какие-то девицы с заниженной планкой социальной ответственности (с), мультяшки забугорные, вурстоподобные кены в хаки, розовые цветочки и прочие гениальные шедевры современного дизайна - ко Дню Защитника Отечества!
Нет, хорошую открытку я все-таки нашла и поздравила. Но глубокая моральная травма и сильное желание развидеть горы сопутствующего мусора заставило потянуться к хорошо забытому старому, вечному и очищающему.
Я хочу и буду видеть в современных защитниках наших - сильных и умных людей, знающих и умеющих все, что необходимо для сохранения мира на земле, счастливого детского смеха и светлых глаз любящей женщины на пороге родного дома.
Я хочу.
Я буду.
С праздником!
о богатырях на Вики