Портрет кисти Яна Вермеера Делфтского
(1665 г., холст, масло, 40х45 см Маурицхейс, Гаага)
тут и
тут Книга Трейси Шевалье (США, 1999)
и
Фильм Питера Веббера (Великобритания-Люксембург, 2003) О фильме сказать ни капли нечего: он был просмотрен энцать лет назад и впечатлений-памяти яркой о себе не оставил.
Сегодня дочитала книгу, случайно и по настроению найденную где-то в древних архивах - так появился этот пост.
Закрывая последнюю страницу, хочется заметить: странные, странные люди.. Мне, существу далекому от описываемой здесь исторической эпохи, страны, а также от образа мыслей автора книги, нереально до конца понять логику событий и действия героев.
Юная Грета существует в своем параллельном мире, поколебать устои которого не может даже ее идеальный Мастер. Она: исправно посещает свою (временами и чужую) церковь, послушно не перечит матери, старается соблюдать бесчисленные ритуалы, характерные для ее положения, и более всего бережет свои волосы, которые никто никогда кроме нее не видел. И, в то же время, она: в первый же рабочий день бьет по лицу хозяйскую дочку (обеспечив себе врага до конца жизни), хладнокровно манипулирует окружающими (насколько ей это удается с ее вечной зависимостью), столь же спокойно позволяет себя тискать по городским закоулкам, однажды в том же закоулке и между делом расставшись с невинностью. Она сильно переживает из-за необходимости тайно готовить краски для Мастера, бегать по его поручениям, позировать ему. Но ее ни капли не смущает его жена (пустое место по закону жанра) и дети, полностью отсутствующие в ее грезах - когда уже она видит в нем своего, фактически, любовника (он снова не пришел посмотреть, как я переодеваюсь), физического или духовного - не суть важно.
Нет, Грета вовсе не выглядит
лицемерной пустышкой а ля мадам Дункан, ее жизнь имеет смысл и она делает все, от нее зависящее, ради достижения намеченных целей. Она умеет воспринимать и находить неожиданные решения, удивляя даже своего Мастера (я и не думал, что служанка сможет меня чему-то научить). Она, по-своему, целомудренна (богемным принцессам просьба не кидать в меня тапки), добра к окружающим людям, не злопамятна и благородна. Ее чувства и переживания увлекают своей звонко-чистой глубиной и насыщенностью. Какая-то легкая первозданная незамутненность, очень не характерная для американских авторов вообще.
Жена Мастера - вечнобеременная и злобно-обижено-испуганная особа, которую он никогда не рисует (ты и семья - это не искусство), формальная хозяйка дома. В отличие от ее матери, которая твердой рукой управляет хозяйством и добывает средства для существования семейства методом продажи картин зятя. Не добрая и не злая, практичная и тоже живущая в своем параллельном мире, о котором читателю ничего не рассказывается.
Дети Мастера - мальчики и девочки (общим количеством 11 человек), занятые своими детскими заботами и мыслями. Выделяется та самая побитая в первый день службы Гретой девочка, позже многократно мстящая за полученную пощечину главной героине. Что не помешало ей сознательно оказать весьма личную и ценную услугу своей жертве. Вполне человеческий бытовой образ.
Мастер, человек-загадка в своем доме, с которым не принято говорить или действовать прямо - не заметит, посмотрит мимо и уйдет по своим делам. Великий и непостижимый. Хозяин дома, против которого никто не осмелится пойти, хотя этим он почти не пользуется. Мужчина, которого любит и ревнует его жена, рожая ему очередного ребенка, от одного взгляда которого Грета готова на почти все (это милое почти). Создатель и Мастер, чья гениальность доказана его творениями. Пойманный, как и все, в ловушку жизни человек из параллельного мира.
Облако героев второго плана: семья Греты, мясник и его сын, богатый покровитель Мастера, друг Мастера с камерой обскура, старая служанка, другие персонажи массовки - все они абсолютно гармонично вписываются в главную сюжетную линию нереального.
Если вам показалось, что я здесь негативно высказываюсь о книге и ее героях, то вы снова ошиблись. Книга мне очень понравилась - как легкостью чтения (спасибо нашим переводчикам), так и глубиной образов, набросанных легкими мазками кисти автора, где общий инопланетный пси-фон событий придает дополнительное очарование происходящему.