неэффективность рынков имеет неустранимый эндогенный характер
привет Саймону и другим )
неэффективность рынков имеет неустранимый внутренне присущий рынку характер
это является следствием ограниченной рациональности агентов, которые становятся генераторами неопределенности и генераторами неустранимой неэффективности рынков
генерация неопределенности препятствует поиску рациональных решений и формирует неустранимую неэффективность
3.4.1.Ограниченная рациональность
Тема ограниченной рациональности подробно рассмотрена в главе I.2 учебника. В последующем обсуждении я остановлюсь лишь на тех аспектах ограниченной рациональности, которые важны для понимания теории трансакционных издержек.
Допущение того, что агенты лишь ограниченно рациональны, первоначально было сформулировано Г. Саймоном (Simon, 1957). Эта идея была воспринята экономистами весьма подозрительно, а многие из них продолжают отказываться от ее использования, так как оно существенно затрудняет математическое моделирование, в отличие от стандартной гипотезы о совершенно рациональных агентах. Однако число ссылок на это допущение как в микроэкономике, так и в макроэкономике постоянно растетОбзор использования идеи неполной, или ограниченной, рациональности дан в: (Conlisk, 1996).. Совершенная, или полная, рациональность предполагает оптимальное использование агентами всей доступной им информации для максимизации своей полезности, тогда как ограниченная рациональность означает обладание агентами весьма посредственных способностей к поиску, обработке и адекватному использованию доступной информации. Иначе говоря, ограниченно рациональные агенты имеют:
ограниченные познавательные, или когнитивные, способности, что в итоге приводит к использованию ими лишь части релевантной информации. Даже если в некоем идеальном мире им была бы доступна вся релевантная информация, они бы включали в свои расчеты только ее часть;
ограниченные способности к оптимизации своего поведения на основе обработанной информации - их целью является, скорее, заданный уровень удовлетворения (satisfaction), а не его максимизация. Ограниченно рациональные агенты используют в процессе принятия решения значительно более грубые и простые критерии, чем это обычно предполагается в стандартных учебниках (Simon, 1978, р. 6).
Согласно Саймону, агенты «стремятся быть рациональными, но им удается это лишь в ограниченных масштабах» (Simon, 1961, p. xxiv). С экономической точки зрения большинство новых институционалистов согласны с тем, что экономические агенты являются калькуляторами, при принятии решений они сравнивают выгоды и издержки. Но действительно значимым следует признать факт ограниченности подобных способностей. Он имеет самые серьезные последствия для экономической теории. «Сильное» допущение относительно рациональности (strong rationality assumption), делаемое в большинстве стандартных экономических моделей, означает веру в способность агентов, несмотря на все трудности, к максимизации и нахождению оптимального решения. В соответствии со «слабым» допущением, сформулированным Саймоном и формализованным Раднером (Radner, 1975), чаще всего агенты не могут совершать подобные расчеты, и они вынуждены принимать решения на основе весьма смутных представлений об альтернативах. Следовательно, они довольствуются более простыми, чем максимизация, критериями (например, устанавливают цену на основе издержек и некоторой маржи - см.: Cyert, 1988, chap. 7, p. 120 sq.). Подобные предположения вызывают серьезные теоретические трудности, одна из которых связана с необходимостью введения специальных (ad hoc) критериев (Langlois, 1990). Возможным способом решения возникающих проблем было бы обращение к сравнительной перспективе: агенты не ориентируются на некий идеальный критерий оптимального решения, а сравнивают преимущества и недостатки ограниченного числа альтернативных решений, выбирая то, которое представляется самым удовлетворительным и связанным с наименьшими издержками. Иначе говоря, агенты используют сравнительный подход, принимая решения на основе несовершенной информации и неполных расчетов. Именно это Уильямсон назвал (Williamson, 1985, р. 30) допущением «средней рациональности» (semi-strong rationality assumption)См. также (North, 1990, chap. 3). Тот же самый автор позднее объясняет данное допущение, обращаясь к наработкам наук о познании (North, 2003).. В итоге большинство решений оказываются неоптимальными, но разумными, сделанными с учетом весьма ограниченного числа альтернатив.
Принятие указанного допущения приводит к следующим последствиям. Во-первых, постоянно принимая неоптимальные решения, агенты становятся генераторами неопределенности, ведь окружающие лишаются уверенности в правильности своего выбора. Следовательно, неопределенность приобретает эндогенный характер. Во-вторых, осознание ограниченности своих когнитивных способностей может обусловить стремление агентов к расширению возможностей выбора через совместную с окружающими когнитивную деятельность. Так, «осознание» ограниченной рациональности создает стимулы к кооперации. В-третьих, знание об ограниченных способностях окружающих в обработке информации одновременно рождает стремление воспользоваться этим к своей выгоде с помощью обмана, отлынивания и т.д. Подобное знание питает, таким образом, оппортунизм агентов.
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook848/01/part-004.htmА. Олейник ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Неэффективность рынков и Мовчан
https://deep-econom.livejournal.com/38696.html