Российские новостные ленты радостно сообщают о спуске на воду первого десантного вертолетоносца "Владивосток", собранного для нашего флота на верфях французского концерна DCNS. В 2010 г. господа Медведев и Сечин решили закупить для России аж четыре "Мистраля" - Франция, кстати, обходится тремя, но Россия, понятное дело, страна большая, поэтому и "Мистралей" ей нужно больше! Сейчас, правда, видимо с учетом кризиса, решили остановиться на двух, "заморозив" покупку второй половины до лучших времен. По официальной версии, "посмотрят, как поведет себя в российских условиях "Владивосток".
Ну, что сказать? "Мистраль" (Mistral) - не очень красивый кораблик, даже когда его правильно фотографируют для рекламы в каком-нибудь из изданий Jane's. Но, конечно, выбрали его для закупки высокопоставленные российские представители отнюдь не из-за экстерьера, а по каким-то иным, но вполне конкретным причинам, породив очередную мутную и дурно пахнущую историю.
Интересно, что во Франции "Мистраль" - это аналог плавучего штаба, который при этом можно временно укомплектовать большим числом десантников для быстрого захвата плацдарма на приморских территориях. Сам по себе он практически не несет вооружения, хотя является наступательным средством. Российские же ВМС, заказав корабли этого типа, собираются дооснастить его системами ПВО, противокорабельным и противолодочным вооружением, а также пусковыми установками крылатых ракет, превратив таким образом базовую платформу в автономную плавучую крепость, ради чего с легкостью пожертвуют "встроенным" госпиталем на 60 с лишним коек и возможностью перевозить от 13 до 40 основных боевых танков (в оригинале - AMX-56 Leclerk), т.е., явно собираются на нем яростно обороняться. Что характерно, несмотря на то, что все системы вооружений, устанавливаемые на российскую версию "Мистраля", будут местными, управляющая электроника останется родной, французской. Хотя известно, что в ходе обеих войн с Ираком, например, страны НАТО (в т.ч. Франция!), до того поставлявшие свое вооружение Саддаму, с легкостью дистанционно отключали электронное оборудование собственного производства, но эта перспектива, по-видимому, совершенно не пугает командование ВС и ВМФ РФ. С легкими вертолетами в стране всегда была напряженка, поэтому новым хозяевам "мистралей" вполне достаточно будет различных комбинаций из 16 KA-52K и КА-29; в оптимальной комплектации, как заявляется, это 8 транспортных и 8 боевых.
Остается вопрос, кому будут противодействовать "мистрали" "Владивосток" и "Севастополь" (его обещают в 2015-16 гг.), если портом их приписки станет Владивосток? Собираемся ли мы грозить кулаком соединениям США на Аляске, только и ждущим момента вторгнуться на Чукотку, или же вертолетоносцы будут курсировать вдоль Курил, предлагая VIP-ам из правительства туристические облеты т.н. "спорных территорий"? Ведь не с корейскими или китайскими рыбаками, заплывшими в территориальные воды РФ, собираются бороться при помощи крылатых ракет? Особенно, в условиях, когда Тихоокеанский флот РФ практически постоянно парализован тотальным дефицитом топлива... Хотя в базовой комплектации вертолетоносцы, мне кажется, могли бы пригодиться МЧС - например, эвакуировать паникующих эвенков вместе с оленями из горящей тундры. По крайней мере, оправдалось бы наличие транспортных вертолетов морского базирования.
А если серьезно, зачем вообще России такая экзотическая хрень, как десантные вертолетоносцы (тем более, французской сборки!), когда вполне подходящие под современную оборонительную доктрину ударные авианосцы, действительно способные действительно изменить баланс сил в Тихом океане (если бы это вдруг действительно кому-то потребовалось!), в российском флоте отсутствуют как класс? Все свои немногочисленные авианесущие крейсера, бывшие изначально довольно странной концепцией, надо сказать, Россия уже выгодно пристроила: "Киев" и "Минск" - в китайский парк развлечений, "Новороссийск" усилил ВМФ Южной Кореи, "Адмирал Горшков" - Индии, "Варяг", чье имя на протяжении ста лет служила символом непокорности, также служит интересам КНР, а самый современный на тот момент "Ульяновск" и вовсе разобрали на стапелях в 1990-е, не достроив. Остался лишь один непонятный уродец "Адмирал Кузнецов", который по всем характеристикам проигрывает любому аналогу вчистую, да к тому же укомплектован всего десятком СУ-33, которые то ли летают, то ли нет. Но зато в репортажах Первого канала при съемках с воздуха он выглядит почти как настоящий!