Flow, сумбурно

Aug 13, 2012 21:08

В наших краях прошёл мегафестиваль Flow. Главными номерами программы были Bon Iver, Black Keys, Feist, Бьорк. Всего за три дня на фестивале побывало 63 тысячи человек, то есть нетрудно посчитать - примерно каждый десятый в Хельсинки сходил на Flow как минимум в один из дней. Так же нетрудно сосчитать, что аналогичный по посещаемости фестиваль в Питере собрал бы полмиллиона, а в Москве - полтора миллиона слушателей. Но почему-то никто о таких фестивалях в России не знает. Я имею в виду фестивали с платным входом, разумеется. Привет "Нашествию".

И несмотря на то, что на территории фестиваля было где заныкаться и куда рассеятся, почти все эти 63 тысячи стояли перед сценами и слушали программу. Привет "Холмам".

И, несмотря на то, что со сцен Flow порою даже в прайм-тайм валил густейший, как бы сказали наши программные директора, неформат - экспериментальная электроника, акапелло, эмбиент, нойз, ню-фолк, кромешные ужасы типа Swan или St.Vincent в священном угаре, я про неё ещё расскажу - у всех сцен был биток, и люди всех возрастов, от мала до велика, слушали музыку и радовались любым прявлениям искусства. Кульминация всего этого - Бьорк на огромном поле: абсолютно не стадионное электронное бульканье, пронзительный ни на что не похожий голос Гудмундсдоттир - ибо что такое Бьорк как не самый успешный в мире неформат - так вот, огромное поле, затаив дыхание, внимало этой северной мессе. Никаких кожаных штанов, дым-машин, хайра и рок-крутизны. Привет Кипелову!

Flow - поток. Пока это было возможно, я носился между сценами, чтобы всё успеть. Потом поток загустел. Ближе к вечеру народу стало так много, что инфраструктура начала сбоить - сперва отказали терминалы Visa Electron, потом упала сота. Всюду выстроились очереди. Я смог попить кофе, только когда ушёл с сета Бьорк на полчаса раньше. Кстати, еду и питьё на фестиваль было проносить нельзя, и внутри едальни были повсюду, но никакой наценки я не заметил, разве что в цену пива было изначально заряжено 1 евро, которое потом возвращалось в специальных пунктах, когда ты приносил пустую банку. Всё это было выстроено на территории большого промышленного комплекса с трубами и заводскими проездами - что-то вроде "Красного треугольника" в Питере. Кое-где была настелена травка. Две главные сцены фестиваля - главная и Nokia Tent - были выстроены на разумном отдалении и не глушили друг друга. В лавке с шикарным названием "Stupido Shop" продавались диски участников фестиваля. Примерно половина - винил... В каждом цехе тоже что-то было - или фильмы, или камерные концерты, или чиллауты с матрасами - в одном из таких чиллаутов я славно отдохнул в середине дня, слушая эмбиент от двух британских композиторов. Вообще, конечно, беготня от сцены к сцене, особенно когда народу становится много - занятие нелёгкое. Но оно того стоило. Сейчас буду делиться открытиями и трендами. Надеюсь, вы дочитали до этого места.

Я впервые за много лет пришёл на фестиваль с подробным списком того, кого я хочу послушать. И я послушал все группы, которые хотел, а заодно несколько групп, которые не хотел :) Расписание было составлено мега-рационально: как только замолкала главная сцена и начинался саунд-чек следующего артиста, сразу же просыпались сцены поменьше. Расписание соблюдалось до минуты. Я пришёл к самому началу, чтобы послушать Atlético Kumpula. Это местные, финские музыканты. На сайте Flow в плейлисте было несколько их песен, мне они очень понравились - так вот, это просто чудесная музыка. Лёгкая, очень воздушная, очень добрая. Молодые ребята, видно, что им очень нравится на сцене - вообще они оказались какие-то очень свойские. Они мне напомнили нас или "Краснознамённую дивизию имени моей бабушки". Вот посмотрите сами:

image Click to view



Нравится буквально каждый момент! Конечно, хипстерская музыка, но без рахитичности. Да, поют на финском. Им тут прочат большое будущее, и, мне кажется, у них всё будет. Простые очень мелодичные песни - их при любых трендах в музыке не перестанут слушать. И кстати, больше на фестивале ничего подобного в этот день не звучало.

Кстати, о хипстерах. Тут вообще модно ходить в шляпе и носить очки "рэйбан" - может, тут все хипстеры? На самом деле, публика была очень похожа на посетителей московского Пикника Афиши, и уж во всяком случае Atlético Kumpula смотрелись бы в Москве прекрасно.

На сцене под шаром (Wastelands) послушал Tiiu Helinä. Певица, угашенный гитарист, двое электронщиков с "мальстромами" (кажется), потрескивание как у Portishead, и слышно, что проект собран чуть ли не для фестиваля на скорую руку (типа два басиста по приколу позвали третьей скрипачку) - но звучит офигенно, при этом явный северный окрас, и слушали их, затаив дыхание. Это была одна из малых сцен, там постоянно зависало человек четыреста-пятсот.

Заглянул в зал Cirko, и остался до конца: Unela - саксофон, электроника и опять женский вокал. Очень камерно и очень интересно. Здесь, на фестивале, как и в жизни, сеты в малых залах были подчас интереснее того, что творилось на главных сценах. И до конца фестиваля попасть в Cirko было уже невозможно.

Скрипучий нойз и электроника в клаустрофобском Black Tent - сперва Bendagram, потом Sin Cos Tan. Слишком много треска и жужжания опять же "мальстромов". Меня это быстро достало. Хотелось музыки.

Потом я забрёл в зал Voimala Concert - этакая церковь посреди разноцветного моря толпы - и там играли Winged Victory For The Sullen - джентльмены, пишущие саунд-скейпы с живыми струнными и показывающие картины - и вот под них очень хорошо отдохнулось и перезагрузилось перед большими громкими сетами на главной сцене.

Manna на главной сцене - довольно неприятный звук и U2-образные аранжировки. Кстати, "edge-гитара" то и дело неслась со всех сцен. Здесь Эдж в почёте. Ещё по звуку: не везде он был супер (разве что на Бьорк, которой идеально остроили её ломкий скрипучий голосок) - но нигде не выпячивали бочку и висячие тома, как у нас - их, кстати, почти нигде даже и не вешали! Так что наши любимые проходы по томам в панораме - это здесь не модно. Рабочий тоже делали интеллигентно, так что создавалось ощущение, что играют щёточками, но уж если в музыке появлялся хоть какой-то намёк на "стадионность" - тогда рабочий выводили вообще впереди всего, и он стрелял на всю площадь. Так было у Däm Funk, The War on Drugs (более-менее традиционный рок-рок в клетчатой рубашке и с Les Paul-ом - я аж обрадовался, как чему-то родному). Кстати, гитар было очень мало, но когда они были...

Значит, гитары. Вообще это был день женщин, причём даже женщин-гитаристов. Следующая супер-группа на главной сцене - Feist из Канады. Очень мощное и сердитое выступление. Лесли Фейст великолепно играет на гитарах, поёт, некрасиво кривя рот (сразу вспоминаешь канадцев, как их показывают в South Park), и группа подпевок у них - прелесть. Три барышни, вокальная группа "Mountain Man". Иногда устраивают дурку, оттеняя задиристую солистку. В-общем, ураган и очень сильное выступление. Хотя я ожидал чего-то более лёгкого и изящного от автора музыки к рекламе iPod, которую вы все слышали, или вот этой милой песенки:

image Click to view



Потом я пошёл искать где выпить коньяку, но на фестивале не продавали коньяк - пришлось пить джин.

Потом выступала Бьорк. Честно скажу - это не моё. Анечка Пингина, которая приехала специально ради этого сета, не согласилась со мной, конечно. Мне выступление Бьорк показалось слишком холодным и технологичным. Кроме того, у меня сложилось такое ощущение, что на этом поле она пела как-то больше для братьев-скандинавов - вот они, должно быть, с ней полностью на одной биоволне. Ну, как русский человек с Шевчуком - понятна мысль моя нехитрая? Когда ты слышал, как трещат айсберги, когда ты прожил немало длинных полярных зим - ты лучше поймёшь Бьорк, ну, впрочем, это только моё мнение. Акцент у неё бесподобный, одно только слово "фригхтенинг" чего стоит. С Бьорк я ушёл пораньше, чтобы успеть занять место перед сценой в Nokia Tent, где должна была выступать St.Vincent. Там уже ходили дядьки из stage crew и раздавали затычки для ушей.

St.Vincent. Она, похоже, единственная на фестивале не вышла в футболке с надписью "Pussy Riot", не написала это на какой-нибудь картонке, полностью обошлась без злободневных заявлений, и я сразу почуствовал к ней большую симпатию и уважение. Она вообще красавица. И я опять ожидал чего-то лиричного, женского, под гитару - но тот звуковой угар во мгле ада а-ля Swans, который устроила St. Vincent, по паспорту Энни Кларк - этого я под занавес фестиваля никак не ожидал. И как же это было круто, блин. Во-первых, её гитарная техника и машинерия - её педалборд на сцене, это, наверное, метр на два, плюс какие-то антенны, плюс, конечно, терменвокс. И мало того, что она очень эффектно играет на термене - если можно так сказать - но у неё и гитара звучит не как гитара. Послушайте. Дурацкая запись, но какое-то представление она даёт. И о технике и о звуке.

image Click to view



В её игре есть что-то от современного King Crimson, а поведение - это смесь Марка Болана (похожа внешне), Сида Вишеса и сломанной куклы Суок - и надо видеть, как она движется по сцене. Я считаю, каждая барышня должна уметь делать на сцене как-нибудь "вот так". Гитарой она глушила зал, как рыбу динамитом. Напоследок, перепрыгнув через ограждение, St.Vincent трижды отдала себя на растерзание восторженному залу, бросившись в толпу прямо с микрофоном (причём: не с радиомикрофоном, а с обычным "шуром"! - я объяснения этому не нахожу, разве что в у них команде есть специальный дядька, который, когда St.Vincent слишком уж далеко уносит море слушательской любви, вытягивает её обратно за шнур). При этом она умудрялась одновременно петь песню, состоявшую, кажется, из одних "fuck fuck fuck". По залу её колбасили долго и с остервенением. Отважная женщина!

Короче, я в полном восторге! Первая передача "Рельс Рока" будет про них, героев Flow Festival. Как вы понимаете, рассказал я не обо всех. И фотографии вывешивать уже нет сил, тем более что они, как у меня заведено, довольно хреновые.

Финляндия, музыка

Previous post Next post
Up