Marisha Pessl. Special Topics in Calamity Physics.
Фотография была выставлена в виде завлекалочки, конечно. Сработает, интересно? В комментах бы отразили, а (например: "зашла/шел по картинке, но текст обманул ожидания")?
Роман-дебют красавицы и комсомолки доставил удовольствие. Что-то в последнее время я как-то выбирала неправильные, скучноватые книги без изюминки. А это даже заставила отложить момент отхода ко сну, как раз в самом конце, когда покровы разной плотности начали спадать с глаз повествователя - ну и читателя.
О чем: не по годам умная девочка учится в последнем классе частной пуперообразной школы. Мама у нее умерла в дестве, а папа у нее профессор, который вырастил из ребенка вундеркинда (наизусть Wasteland шпарить - это вам не чирлидерством заниматься), и который таскает ее за собой по разным захолустным колледжам, нигде не задерживаясь больше года. Девочка попадает в группу popular детей, где главную роль играет харизматичная учительница истории кино.
То, что сначала кажется милым антропологическим описанием школных нравов и межгрупповой динамики, постепенно превращается в детективную историю (будут смерти) с идеологическим привкусом -- и героиня сыграет в ней роль сыщика.
Как: с претензией. Книга называется Спецкурс, и каждая глава носит название романа (то есть, всякие потерянные раи да грозовые перевалы), а в конце так вообще предлагается сдать final examination. Тем не менее, это безудержное желание поразить глубинами, умом, тонкостью и смелостью размаха как-то автору прощается. Текст сверхнасыщен всякими литературными референциями (по одной на страницу минимум). На книги как реальные, так и выдуманные - и не завуалированно на них даются ссылки, а прямо в лоб ("And this, I am ashamed to say, is where memory abruptly drops off (see Figure 12, "Continental Shelf Cliff", Oceanic Terrain, Boss, 1977)").
Еще каждый абзац переполнен метафорами и сравнениями, которые то работают (проповедник, который выдает "an equal amount of eye contact to every third of the congregation with the mechanized surety of a sprinkler system" во время речи), то не совсем ("The sky was a massive bruise: someone had punched it in the kisser", "She was a twelve-line poem of repetition and rhyme").
Зато финал полнокровный и сюжетный twist с разгадкой Тайны интересный.
Надеюсь, что следующий выход Мариши в свет будет сдержанней в порывах и отполированней.