В форме диалога попытаемся поставить точку в этом вопросе.
[ ? ] Нормальный «Зенит» с нормальным объективом сколько стоит исправный?
[ ! ] Трудно сказать что значит нормальный. Если хочется именно Зенит - я бы брал,
наверное, модель Зенит-122: в состоянии "новый" или "как новый" с объективом он стоит ~1000 рублей.
Шансов что там ничего не накроется через год мало: как повезёт. Зенит - это лотерея...
Есть аппараты, работающие с 60-х без сбоев, есть разваливающиеся "новоделы" перестроечных времён.
То же самое касается объективов: среди штатных для зенитов объективов с маркировкой "Гелиос" встречаются
как бесподобные экземпляры: очень резкие начиная с открытой диафрагмы, так и невнятно собранные
и "просочившиеся" через ОТК бракованные. К слову, объективы с маркировкой "Ш" - не прошедшие
ОТК, поставлялись в дома пионеров, ибо выкидывать было жалко.
Если сопоставить цены, то становиться ясно: проще сразу брать импортный аппарат - он не сильно дороже.
Какой-нибудь байонетный canon eos, pentax. Это скорее всего будет надёжно.
[ ? ] Нормальный «импорт» с нормальным объективом сколько стоит исправный?
[ ! ] Зеркальный аппарат на e-bay можно без проблем выбрать в пределах 2000 рублей, на отечественных барахолках можно уложиться примерно в 100$.
Это будет надёжная камера, гораздо удобнее и функциональнее "Зенита", в которой будет хотябы полуавтоматический режим.
Могу рекомендовать следующие аппараты c байонетом К (с которыми я "имел дело"): pentax P5, P50, p30t, P3n, P30n, P30t, P3, P30, ricoh KR. Часто встречаются рекомендации брать камеры, поддерживающие автофокусные объективы типа pentax SFXn, SF1n, SFX, SF1, SF7, SF10, а также canon 300v и аналоги (за 100$ на e-bay можно взять с объективом).
pentax p30t + отечественный объектив Гелиос 44к-4
Автофокусные плёночные камеры хорошо брать в "дополнение" к цифровым, дабы использовать одни и те же объективы и на цифре и на плёнке. Некоторые цифровые объективы (например стандартный кит 18-55mm) на плёнке будут выдавать сильное виньетирование в широкоугольном положении зума (будут некрасивые чёрные края), но даже кит, начиная с 22-24мм уже будет "крыть" полный кадр. Вот снимок на "цифровой" кит samsung 18-55mm и плёночную зеркалку pentax mz-6 (виньетирование по углам ещё немного заметно, но уже не фатально, фокусное расстояние примерно 24мм):
[ ? ] У меня есть один\два\куча советских объективов, но нет зенита (зенит сломан), что брать?
[ ! ] Если объектив всего один, то лучше пока отложить его в сторонку и на время забыть о нём. В конце-концов он может оказаться просто неработоспособным. Если объективов два и больше, можно думать о покупке камеры сразу вместе с переходником (стоит обычно от 500 до 1000 рублей) под резьбу М42 (скорее всего именно такие объективы вам достались).
Сразу оговорка, что отечественное к чему современному импортному подходит без переходников:
Байонет К (K-mount) "pentax": объективы от зенитов типа Автомат, АПК и аналогов (закрущиваются в полоборота со щелчком) подходят без переходника к байонетным аппаратам pentax (в том числе и автофокусным цифровым, понятно, что автофокус работать не будет) и прочим (cosina, petri) имеющим пометку K-mount. Такие объективы имеют букву "К" в маркировке (например "Гелиос 44К-4" или "Мир-47К").
Байонет Н (F-mount) "nikon": объективы от зеркалок Киев-19, 19м, 17, 15 подходят к цифровым зеркалкам Nikon, но бывают случаи "застревания" в камере (впрочем, редкие и имеющие счастливый финал) из-за неполного соответствия байонетов (отечественного "H" и импортного "F"). Такие объективы имеют букву "Н" в маркировке (например "Гелиос-81Н" или "Калейнар-5Н").
Резьбовые объективы М42 (m42 screw mount): наиболее часто встречающийся вид "объективов от зенита". Переходники для установки резьбовых объективов на современные камеры есть для любых систем: только для Nikon'а эти переходники либо с линзой (якобы портящей божественный рисунок гелиоса) либо "без бесконечности" (с возможностью фокусироваться в пределах от полметра до нескольких метров, что для портрета, например, некритично). Помимо зенитов с резьбой М42 выпусклось огромное количество зеркалок, наиболее интересными из которых являются fujica, spotmatic, praktica и cosia (важно чтобы аппарат небыл "убит").
Объективы от фэдов подойдут только к беззеркальным аппаратам вроде Sony Nex и Samsung NX (на эти аппараты можно установить фактически любой объектив благодаря малому рабочему отрезку).
Всё вышеописанное следует учесть при выборе аппарата, если есть планы "дорости до цифры" в будущем.
[ ? ] У меня нет зенита/фэда. И цифровую зеркалку я скорее всего не куплю. Что выбрать?
[ ! ] Стоит присмотреться к "мёртвым" байонетам и камерам с несменными объективами (canonet, olympus pen и др.). "Мёртвые системы" - это аппараты, объективы от которых нельзя поставить на современные зеркалки либо вообще либо без токарных работ и "допиливания", а переходников к ним в продаже нет. Наиболее дорогая мёртвая система - Olympus OM, наиболее интересные из дешёвых - Fujica AX, Praktica BX.
Общий совет: если хотите брать плёночную зеркалку - берите импортную модель на e-bay.
Зениты лучше использовать папины\дедушкины\найденные в шкафу\подаренные\отобранные у друга.
Специально покупать зенит я бы не рекомендовал, да и помимо зенитов в нашей стране выпускалось огромное количество других аппаратов, на которые можно обратить внимание: киев-19 (зеркалка с байонетом Н), фэд-микрон (компактная полуформатка: делает 72 кадра на обычную 36-кадровую плёнку), фэд-микрон-2 (дальномерная небольшая автоматическая камера), смена-35 (конструктивно - святая простота, стоит 300 рублей новая в коробке, очень лёгкая, душевные снимки, идеально для походов и экстрима, единственная камера работавшая в своё время на северном полюсе) и многие другие.
Задавайте вопросы, пишите комментарии, пост будет дополнен и обновлён.
Скоро мы обсудим и сравним стоимость плёночного и цифрового кадра.