Протокол заседания парткома ВКП/б/ Прокуратуры СССР от 27-31/1-1939 г.

Feb 23, 2018 11:12


копия

513

ПРОТОКОЛ

заседания парткома ВКП/б/ Прокуратуры СССР

от 27-31/1-1939 г.

Присутствовали: т.т. Дорман, Вышинский, Глузман, Ульянова, Розовский, Котович, Зоря, Рогинский, Дьяконов, Зарубин, Кокорев, Гохенберг, Китаев, Бударгин, Липов, Осипенко, Богуславская, Носков, Калугин, Кузнецов, Терехов, Морозов, Степанов, Качанов.

Повестка дня:

О постановлении ЦК ВКП /б/ от 17/11-38 г.[a] и ходе его выполнения

/докладчик тов. Вышинский/.

СЛУШАЛИ: О постановлении ЦК ВКП/б/ от 17/11-38 г. и ходе его выполнения /докладчик тов. Вышинский/.



Тов. ВЫШИНСКИЙ[b] - Постановление ЦК ВКП/б/ от 17/11-38 г. имеет очень большое значение и по существу является программой работы органов НКВД и, в не меньшей степени также и Прокуратуры. В этом постановлении подчеркивается, что органы Прокуратуры несут такую же ответственность за следствие, как и органы НКВД. В этом постановлении подвергнута критике как работа органов НКВД, так и работа органов Прокуратуры и указаны недостатки этой работы. Одним из недостатков работы органов НКВД было упрощённое ведение следствия, вплоть до неправильного составления протоколов, несоблюдение требований УПК и т.д. Крупнейшим недостатком органов является то, что не обращали внимания на эти недостатки и не принимали мер к устранению этих недостатков. Целый ряд недостатков в работе органов НКВД дал возможность пробраться в органы НКВД и органы Прокуратуры врагам и использовать органы НКВД для того, чтобы в этих условиях провести свою вражескую диверсионно-террористическую и подрывную работу. Как в центре, так и на местах, пробравшиеся в органы НКВД и прокуратуры враги не только допускали извращения, но занимались фальсификацией и подлогами, создавали провокационные дела против честных невиновных людей, пытались скрыть своих сообщников. /приводит в пример быв. прокурора Новикова, оказавшегося, как впоследствии выяснилось, активным участником право-троцкистской организации в Сибири/.

Постановление ЦК от 17/11-38 г. имеет глубочайшее принципиальное и высоко-оперативное значение, имеющее в виду разоблачение врагов, и, путем беспощадной критики недостатков, имевшихся как в работе органов НКВД, так и Прокуратуры, - устранение этих недостатков.

Это постановление требует точного и неукоснительного выполнения требований закона и процессуальных требований, предъявляемых к органам НКВД и Прокуратуры. В результивной части этого постановления устанавливается ряд совершенно обязательных требований процессуального порядка для органов НКВД и Прокуратуры (личное участие

514

-2-

прокурора в процессуальных действиях, требование подкрепления обвинительных версий актами, соблюдение 206 ст. УПК, направленной на установлении истины). /т. Вышинский зачитывает п. постановления, относящийся к этому вопросу/.

Это постановление обязывает секретарей Обкомов, Крайкомов и ЦК Нацкомпартий провести целый ряд организационных мероприятий, в частности, подобрать на местах проверенные прокурорские кадры, которые могли бы выполнить предъявляемые этим постановлением требования, и представить их на утверждение в ЦК.

В соответствии с этим постановлением мною 27/11-38 г. был издан приказ, излагающий основные требования постановления и ставящий перед прокурорами ряд оперативных требований. Этот приказ был разослан всем прокурорам. Аналогичный приказ был издан также и Наркомом Внутренних Дел Союза ССР. Таким образом, органы Прокуратуры и НКВД, кроме основного документа /постановления ЦК ВКП/б/ от 17/11/ имеют, в развитие требований постановления, - приказы НКВД и Прокуратуры СССР.

Для того, чтобы обеспечить проведение в жизнь постановления надо было провести целый ряд мероприятий, которые сводились к укреплению аппарата.

Качество работы наших органов по следствию как в центре, так и на местах, органически связано со всеми частями нашей работы, в частности с работой отдела жалоб. Основные недостатки как в работе органов НКВД, так и в работе органов Прокуратуры мы черпаем из жалоб, поэтому нельзя думать, что перестройка работы исчерпывается только следственной работой.

Приказ, изданный мною 1/06-38 г. идет в унисон с постановлением ЦК ВКП/б/ от 17/11-38 г. и дает почву для улучшения и развертывания той работы, о которой говорится в постановлении от 17/11-38 г.

Мы натолкнулись на трудность в деле подбора кадров. Я должен напомнить, что ещё на нас была возложена обязанность по проверке и подбору кадров. 10/05-38 г. я докладывал на заседании Орг. бюро о подготовке и переподготовке кадров, обсуждение по этому вопросу вылилось в постановление по проверке и укреплению кадров, обязывающее секретарей Обкомов, Крайкомов и ЦК Нацкомпартий выделить проверенных людей для работы в органах Прокуратуры и представить их на утверждение в ЦК ВКП/б/. Работа по выполнению этого постановления со стороны секретарей Обкомов, Крайкомов и ЦК Нацкомпартий шла плохо. Нам нужно было по районам пересмотреть 3.500-4.000 человек и обновить состав работников; примерно, на 35-40% эта работа на сегодняшнее число сделана. Это объясняется осторожным подходом, известный % (18-20%), преимущественно тех, которые никогда не работали в Прокуратуре, мы вызываем сюда, а затем в ЦК ВКП/б/. Эта операция требует много времени. В ЦК к утверждению подходят очень осторожно. Из всего представленного количества кандидатур было отклонено ЦК ВКП/б/  8-10%.

Тов. ОСИПЕНКО - 5%.

Тов. ВЫШИНСКИЙ - Может быть и 5%, я говорю по памяти.

Полный текст протокола: https://drive.google.com/open?id=1KG3CBBUcAOcS53B-jzK-cjSB52T9ni4h

Тепрессии, прокуратура

Previous post Next post
Up