В первых числах июля, с Максимом Гальпериным, подали заявление в ЦА ФСБ с просьбой ознакомить с такими донесениями, направленными Управлениями НКВД по Московской, Воронежской, Сталинградской и Ярославской областям.
Такой выбор Управлений обусловлен тем, что многие архивные уголовные дела репрессированных по Московской и Ярославской областям хранятся в ГАРФе, в Воронежской области обосновалось большое количество вернувшихся из Манчжурии железнодорожников и их семей, а сведений по репрессиям в Волгоградской области практически нет - только фамилии в "сталинских списках" и нет даже региональной книги памяти…
За прошедшие, с момента запроса время, нам предоставили, в два захода, с интервалом в 2 месяца, всего лишь 8 документов: одну шифровку из Ярославля, две из Воронежа и 5 из Сталинграда - 3 шифровки и 2 докладных записки. Из УНКВД по Московской области - вообще ничего!
Такой малый объем документов, сотрудник Центрального архива ФСБ, человек без фамилии - назвавшийся Евгением Валерьевичем, мотивировал тем, что иные документы "пока не выявлены". Понятно, что это отговорка, наследникам чекистов, нужна только для того, чтобы затруднить доступ к архивным документам…
Из 8 предоставленных для ознакомления ксерокопий, которые нам конечно не отдали - сидите, переписывайте, остановлюсь на двух, по которым уже удалось установить и проверить по архивным документам, упомянутых в отчетах разоблаченных "японских шпионов".
В шифровке из Ярославля упоминается Лапшин, найти дело которого позволило указание на его место работы - завод "Парижская коммуна". По базе данных мемориала нашли:
Лапшин Андрей Алексеевич
Родился 02.10.1900, Куйбышевская обл., Сурский р-н, с. Барышская Слобода; Ярославский з. "Парижская коммуна", Слесарь. Проживал: Ярославская обл., Ярославский р-н, г. Ярославль, ул. Некрасова, 29.
Арестован 1 октября 1937 г.
Приговорен: НКВД и прокур. 13 января 1938 г.
Приговор: ВМН Расстрелян 18 января 1938 г. Реабилитирован 10 октября 1957 г. ВТ МВОИсточник: Книга памяти Ярославской обл.
На наш запрос Управление ФСБ по Ярославской области сообщило, что дело Андрея Алексеевича Лапшина находится на хранении в Государственном архиве Ярославской области, куда запрос переслали. Ответ из Ярославского архива пришел через месяц - подробная архивная справка и несколько ксерокопий листов дела….
Из приведенного протеста видно, что дело Лапшина, как и дела других 10 человек, "входящих в его "шпионско-диверсионную группу" сфальсифицированы органами НКВД и все они реабилитированы.
Дело Виридарского мне давно известно. Еще в декабре 2014 года, по запросу УФСБ по Москве и МО, его переслали из Волгограда в Москву (тогда это было обычной практикой, а с 2015 года в пересылке дел для ознакомления стали отказывать) и я смог ознакомиться с ним, сфотографировав все листы дела…
Валериан Иванович Виридарский, реабилитирован "за отсутствием состава преступления".
К сожалению, был реабилитирован и Раев Михаил Григорьевич (настоящее имя Каминский Яков Семёнович) - начальник УНКВД по Сталинградской области, приложивший свои усилия для уничтожения практически всего партийного, советского, хозяйственного актива и множества простых жителей Сталинградской области, расстрелянный 4 марта 1939 года…
P.S. Сопряженные с получением отчетов проблемы и наши дальнейшие действия, заслуживают отдельного рассказа, который последует по завершении всей эпопеи с изучением "харбинских" отчетов.