Круглый стол «Профиль дизайнера»

Oct 30, 2011 15:51


Цитирую материалы "Круглого стола", который состоялся 27 октября 2011 год на кафедре коммуникативного дизайна (к сожалению все материалы в формате ЖЖ не поместились, поэтому отдельные выступления в комментариях):

А.Н.Лаврентьев, МГХПА им. С.Г.Строганова
«Профиль дизайнера»

Периодически в той или иной форме в дизайнерском сообществе возникает ( Read more... )

Leave a comment

Бесчастнов (часть 2) dedushka_pixto October 30 2011, 13:06:54 UTC
Сейчас подобные специальности тоже хотят заниматься дизайном и включать в свои программы элементы из программ обучения дизайнеров, появляются во многих вузах. Эти сферы, которые находятся между техникой и промышленным дизайном. Нам отталкивать эти сферы не следует. В той или иной форме эти сферы можно облагораживать, внедрять нашу идеологию, проектную культуру. Мы не должны жестко беречь свою элитарность. Все остальные, которые на наш взгляд, смешно называются, неправильно готовят студентов - якобы не имеют отношения к дизайну. Нам так или иначе придется общаться с этой сферой.

Сфера арт-дизайна лежит между сферой пром-дизайна и искусством. Но есть еще и другая область, которая лежит между техникой и индустриальным дизайном. Здесь наше присутствие тоже необходимо. В каждом вузе нам приходится с этим сталкиваться. На технических специальностях падает набор из-за демографии, низкого престижа. И они начинают слово «дизайн» включать в названия своих кафедр. Спорить с ними бесполезно, они по-другому мыслят. Но можно найти точки соприкосновения и помочь создать кафедры, которые будут заниматься дизайном.

Это неблагодарный и тяжелый труд. Медленно идет процесс расширения сферы дизайна, но это важный процесс. И не за счет нашей сферы, а за счет смежных областей.

Я просмотрел стандарт бакалавра, сделан неплохо, можно найти форму работы с ним. Крайне важно сделать и магистерский стандарт. Там нельзя упустить теоретические дисциплины и классические дисциплины искусствоведения. Специализация в сторону искусствоведения - необходимая часть магистерской программы.

Мне кажется, что дипломные работы должны быть двух типов: одни практического порядка, другие - научно-теоретического. И те и другие должны быть прописаны. Мне кажется, что слова «практика» не стоит понимать и употреблять буквально и жестко. Я лично разделил направления на две группы: группа занимающаяся практикой и группа занимающаяся теорией. Иначе за два года мы не сможем ничего сделать и никого подготовить.

В.Ф.Рунге, Международная ассоциация «Союз дизайнеров»
«Дизайн и базовые потребности»

Мы с вами беседуем о дизайне и о подготовке специалистов. И о том, кому они нужны и что будут делать в нашем отечестве. Во вступительном слове нам рассказали о том, как наши «деды» видели пути дизайна. Они сами себе поставили социальный заказ и его выполняли. В России не было таких условий, той техники и того производства как, например, в Германии. Производство есть, а дизайна и эстетики - нет. В Европейских странах проблемой стало качество продукции, отсюда Веркбунд, Баухауз, АЕГ и так далее. А наши пионеры советского дизайна посчитали себя получившими новый социальный заказ создать новые условия, новую обстановку для нового человека, появляющегося в 1920-е годы в условиях Советской власти. Они именно так понимали свою задачу. Другое дело, что ситуация менялась, и их благие мысли попадали в иную ситуацию.

1920-е годы отличались тем, что в это время были разработаны большие системные проекты. Индустриализация, модернизация 1960-х годов. Это тоже замечательное время, создана единая энергосистема, благоприятное время для разных отраслей промышленности, тут же можно говорить и о космосе. И в этих условиях, я понимаю, что люди, которые тогда занимались дизайном, (хотя он так и не назывался), понимали что им надо делать. ВНИИТЭ тоже - детище тех лет. Там не не было специалистов в чистом виде дизайнеров. Там были люди с широким кругозором. Появилась наша отечественная школа дизайна, которая до сих пор дает свои плоды.

А что сегодня?

Кончился 20 век, наступил следующий. Какие специальности и специализации нужны будут в ближайшие 10-50 лет? Можно подумать, что из того, что было - ничего не понадобится. Но если вспомнить то, что было показано в начале - Лаврентьевым - мало, что изменилось.

Reply

Рунге (часть2) dedushka_pixto October 30 2011, 13:09:47 UTC
Людям как надо было жить, обуваться, одеваться, спать, веселиться, работать, ехать на службу. Мало, что изменилось. Космос, как был далеко, так и будет. Как летали туда единицы, как готовили их сотни и тысячи - так это и осталось.

Никита Розанов показал замечательный автомобиль. Но сколько он стоит? Есть реальная обстановка, реальные возможности потребителей. И для всех это недостижимо.

Кого же нам готовить?

В.Т.Шимко, с которым мы предварительно беседовали на эту тему, считает, что дизайнер по возможности должен знать и уметь очень много. Проектировать дом, мебель, книгу, плакат, спектакль, плакат, web-дизайн. также как и пионеры дизайна. Промышленный дизайн почти погиб, но дизайн как видим, не погиб. Идеология осталась и должна существовать. За 100 лет почти ничего не изменилось. Специалист в области дизайна должен быть технически подготовлен, не так как инженер, но понимать основы. В эти дни много разговоров о недавно умершем Стиве Джобсе и Apple, и все называют его выдающимся изобретателем и дизайнером, который практически ничего не изобрел. Потому что он сумел почувствовать и понять то, что нам будет нужно: Интернет, связь, компьютеры, мобильные телефоны, все то, что формирует виртуальную реальность. Он не только это понял, он сумел организовать производство. Он оказался менеджером в дизайне. Он чувствовал в какой стилистике все это нужно подать. И пусть она не всегда была самой идеальной, но ее покупали, сложился свой стиль. Стив Джобс воплощает еще одну специальность в области дизайна - дизайн-менеджер.

Мы с А.Г.Пушкаревым преподаем в ГПИ МЭИ (Гуманитарно-прикладном институте при МЭИ). Занимаясь со студентами, мы должны пользоваться государственным стандартом. Признавая достоинства стандартов, скажу, что они постоянно требуют с нас отчетности. Там прописаны лекции и практические занятия. Мы должны отчитать столько-то часов, провести столько-то занятий. Должны ставить баллы, определять компетенции. Но в каком стандарте прописано, хоть два часа, когда я могу со студентами побеседовать на тему профессии? И любой проверяющий легко может нас обвинить в том, что мы не лекцию читаем, а беседуем, то есть отдыхаем.

Строгановка - это учебно-методический центр. Давайте поможем друг другу, не будем казуистами и дадим возможность включить в программы вариативность занятий. В Министерстве образования курируют множество специальностей. Им некогда вникать в специфику профессий.

Хочу пригласить уважаемую аудиторию к участию в научном Форуме дизайнеров, посвященном 50-летию ВНИИТЭ, возможно провести какие-то мероприятия и в Строгановке.

Reply


Leave a comment

Up