Цитирую материалы "Круглого стола", который состоялся 27 октября 2011 год на кафедре коммуникативного дизайна (к сожалению все материалы в формате ЖЖ не поместились, поэтому отдельные выступления в комментариях):
А.Н.Лаврентьев, МГХПА им. С.Г.Строганова
«Профиль дизайнера»
Периодически в той или иной форме в дизайнерском сообществе возникает
(
Read more... )
Сфера арт-дизайна лежит между сферой пром-дизайна и искусством. Но есть еще и другая область, которая лежит между техникой и индустриальным дизайном. Здесь наше присутствие тоже необходимо. В каждом вузе нам приходится с этим сталкиваться. На технических специальностях падает набор из-за демографии, низкого престижа. И они начинают слово «дизайн» включать в названия своих кафедр. Спорить с ними бесполезно, они по-другому мыслят. Но можно найти точки соприкосновения и помочь создать кафедры, которые будут заниматься дизайном.
Это неблагодарный и тяжелый труд. Медленно идет процесс расширения сферы дизайна, но это важный процесс. И не за счет нашей сферы, а за счет смежных областей.
Я просмотрел стандарт бакалавра, сделан неплохо, можно найти форму работы с ним. Крайне важно сделать и магистерский стандарт. Там нельзя упустить теоретические дисциплины и классические дисциплины искусствоведения. Специализация в сторону искусствоведения - необходимая часть магистерской программы.
Мне кажется, что дипломные работы должны быть двух типов: одни практического порядка, другие - научно-теоретического. И те и другие должны быть прописаны. Мне кажется, что слова «практика» не стоит понимать и употреблять буквально и жестко. Я лично разделил направления на две группы: группа занимающаяся практикой и группа занимающаяся теорией. Иначе за два года мы не сможем ничего сделать и никого подготовить.
В.Ф.Рунге, Международная ассоциация «Союз дизайнеров»
«Дизайн и базовые потребности»
Мы с вами беседуем о дизайне и о подготовке специалистов. И о том, кому они нужны и что будут делать в нашем отечестве. Во вступительном слове нам рассказали о том, как наши «деды» видели пути дизайна. Они сами себе поставили социальный заказ и его выполняли. В России не было таких условий, той техники и того производства как, например, в Германии. Производство есть, а дизайна и эстетики - нет. В Европейских странах проблемой стало качество продукции, отсюда Веркбунд, Баухауз, АЕГ и так далее. А наши пионеры советского дизайна посчитали себя получившими новый социальный заказ создать новые условия, новую обстановку для нового человека, появляющегося в 1920-е годы в условиях Советской власти. Они именно так понимали свою задачу. Другое дело, что ситуация менялась, и их благие мысли попадали в иную ситуацию.
1920-е годы отличались тем, что в это время были разработаны большие системные проекты. Индустриализация, модернизация 1960-х годов. Это тоже замечательное время, создана единая энергосистема, благоприятное время для разных отраслей промышленности, тут же можно говорить и о космосе. И в этих условиях, я понимаю, что люди, которые тогда занимались дизайном, (хотя он так и не назывался), понимали что им надо делать. ВНИИТЭ тоже - детище тех лет. Там не не было специалистов в чистом виде дизайнеров. Там были люди с широким кругозором. Появилась наша отечественная школа дизайна, которая до сих пор дает свои плоды.
А что сегодня?
Кончился 20 век, наступил следующий. Какие специальности и специализации нужны будут в ближайшие 10-50 лет? Можно подумать, что из того, что было - ничего не понадобится. Но если вспомнить то, что было показано в начале - Лаврентьевым - мало, что изменилось.
Reply
Никита Розанов показал замечательный автомобиль. Но сколько он стоит? Есть реальная обстановка, реальные возможности потребителей. И для всех это недостижимо.
Кого же нам готовить?
В.Т.Шимко, с которым мы предварительно беседовали на эту тему, считает, что дизайнер по возможности должен знать и уметь очень много. Проектировать дом, мебель, книгу, плакат, спектакль, плакат, web-дизайн. также как и пионеры дизайна. Промышленный дизайн почти погиб, но дизайн как видим, не погиб. Идеология осталась и должна существовать. За 100 лет почти ничего не изменилось. Специалист в области дизайна должен быть технически подготовлен, не так как инженер, но понимать основы. В эти дни много разговоров о недавно умершем Стиве Джобсе и Apple, и все называют его выдающимся изобретателем и дизайнером, который практически ничего не изобрел. Потому что он сумел почувствовать и понять то, что нам будет нужно: Интернет, связь, компьютеры, мобильные телефоны, все то, что формирует виртуальную реальность. Он не только это понял, он сумел организовать производство. Он оказался менеджером в дизайне. Он чувствовал в какой стилистике все это нужно подать. И пусть она не всегда была самой идеальной, но ее покупали, сложился свой стиль. Стив Джобс воплощает еще одну специальность в области дизайна - дизайн-менеджер.
Мы с А.Г.Пушкаревым преподаем в ГПИ МЭИ (Гуманитарно-прикладном институте при МЭИ). Занимаясь со студентами, мы должны пользоваться государственным стандартом. Признавая достоинства стандартов, скажу, что они постоянно требуют с нас отчетности. Там прописаны лекции и практические занятия. Мы должны отчитать столько-то часов, провести столько-то занятий. Должны ставить баллы, определять компетенции. Но в каком стандарте прописано, хоть два часа, когда я могу со студентами побеседовать на тему профессии? И любой проверяющий легко может нас обвинить в том, что мы не лекцию читаем, а беседуем, то есть отдыхаем.
Строгановка - это учебно-методический центр. Давайте поможем друг другу, не будем казуистами и дадим возможность включить в программы вариативность занятий. В Министерстве образования курируют множество специальностей. Им некогда вникать в специфику профессий.
Хочу пригласить уважаемую аудиторию к участию в научном Форуме дизайнеров, посвященном 50-летию ВНИИТЭ, возможно провести какие-то мероприятия и в Строгановке.
Reply
Leave a comment