Сакральная Черногория или как я помогал спасать мир (часть 7)

Dec 20, 2012 10:33


Часть 6 здесь

Прошло почти два месяца с того дня, как завершилось наше путешествие. Вроде немного, а у меня некоторые подробности начисто стерлись из памяти.
События, о которых я намеревался рассказать в седьмой части своих приключений, как-то странно выцвели и поблекли в моих воспоминаниях. Они стали стали какими-то прозрачными, зыбкими, расплывчатыми. Словно сделаны из того же вещества, из которого сделаны наши сны. Но я абсолютно уверен, что все это было в реальности.

-------------------------------------------------------------------------

Не знаю сколько времени мы молча стояли и смотрели друг на друга. Монах, судя по всему, был мастером молчания и умел держать паузу. Я - нет. Просто все мои вопросы с легкостью бабочек выпорхнули из головы. Я стоял и смотрел ему в глаза. А он смотрел в Вечность, как обычно смотрят монахи. Лицо его было скуластым, с впавшими щеками и неестественно белой кожей, что было особенно заметно на фоне темного проема двери. Глаза были неподвижны и смотрели сквозь мое тело - куда-то прямо в душу. Казалось, он читает мои мысли, как свой Псалтырь.
Вдруг, монах резко развернулся и шагнул назад в дом, громко хлопнув за собой дверью. Я остался один. Наверное, это было самое удачное завершение нашего знакомства. Я уж было рванул прочь от дома, но тут дверь так же резко распахнулась и он снова вышел на порог. В руках он держал связку старых ржавых ключей.
    - Идем! - Его голос был низкий и глухой. И он бодро зашагал к старой церкви, стоявшей неподалеку. Я пошел за ним.
    Мы поднялись по деревянным ступеням ко входу. Монах начал возиться с висячим замком, а я рассматривал остатки настенных росписей, которые когда-то украшали стену вокруг входной двери. Они были сильно повреждены - время и погода их не пощадили. Трудно было распознать святых отцов, которые стояли на страже этого храма.
    Наконец, замок был открыт и монах распахнул дверь. В нос ударила тяжелая волна спертого воздуха - пахло старой древесиной, ладаном, воском и... смертью. Монах, не дожидаясь меня, первым шагнул в дверь и мгновенно растворился в темноте. У меня не было никакого желания входить, но приличия обязывали, и я шагнул за ним.
    Глаза не сразу привыкли к полумраку. Церковь изнутри оказалось довольно большой и просторной. Никакого золотого убранства, никакого богатого иконостаса до небес. Несколько икон, выцветшая ковровая дорожка, одно небольшое окошко. Моего нового друга нигде не было видно. Я подошел к иконам и попытался их рассмотреть получше. Вдруг сзади что-то шевельнулось, я резко повернулся - рядом стоял монах и держал перед собой большую деревянную коробку. Медленно поднял крышку и я увидел... человеческую голову. Точнее не голову, а пожелтевший человеческий череп. Он взирал на меня пустыми глазницами, скаля темные зубы. Я оцепенел.
   - Это Святой Симеон. - Монах явно чего-то от меня ждал. - Ты ведь за этим пришел?
    Я понял, что он принял меня за очередного паломника и ждет от меня вполне очевидной реакции. Но, признаться, у меня не было никакого желания выказывать знаки внимания старому черепу. Монах подошел к небольшой подставке, поставил на нее раку и припал к святому Симеону губами. Распрямился и, троекратно перекрестившись, закрыл крышку. Далее, мне следовало положить какую-нибудь денежку на поднос и, поблагодарив монаха, уйти восвояси. Но я не уходил.
   - Я не паломник. Я гид и сейчас работаю с группой туристов из России. - Я уже давно заметил, что слово "гид" волшебным образом влияет на черногорцев. Даже на самых благочестивых. - Мы остановились в женском монастыре под горой. Сестра-настоятельница сказала, что мне нужно найти монаха Йована, и что я могу задать ему вопросы.
    Я отметил про себя. что при слове "гид" лицо моего собеседника не дрогнуло и глаза не сверкнули, как это обычно бывает, хищным огоньком. Он как будто и не слушал меня. Я понял, что Йован - это и есть мой новый знакомый. Вспоминая совет монахини, я начал "ничего не скрывать". Он, опустив глаза, молча слушал . Не зная, на сколько его хватит, я говорил быстро и путано. Рассказал все о моих "эзотериках". Рассказал, что мы уже были в четырех местах Черногории, и что сейчас нам нужно найти пятое - последнее место, которое находится где-то в этой области. Зачем-то рассказал ему о романах Сергея Алексеева и о священной горе Сатва. Еще чуть-чуть и я начал бы ему пересказывать свою жизнь, начиная с младенчества. В общем, меня несло, как голодного Остапа. Выпалив все мысли, что кружились и мелькали у меня в голове, я удовлетворенно затих.

Продолжение диалога не пришлось ждать долго. Йован заговорил. Тихо, не поднимая глаз, будто что-то нашептывал сам себе..
   - Когда наша земля страдала под турками, в эту церковь христиане приносили из окрестным церквей и монастырей святыни. И турки не могли найти ее. Она простояла нетронутой четыресто лет. Это место всегда было Тайной. Сюда стремились разные люди - и христиане, и  язычники. Когда-то тут были языческие капища. Но сейчас земля эта во власти Христовой. И здесь есть Божья благодать. Благодать эта распространяется на любого человека. Есть здесь Его величие и сила. Не имеет значения, где будут молится твои русские - тут или в нижнем монастыре. Если Богу будет угодно, Он их услышит.
   От словосочетания "языческие капища" историк во мне нервно заерзал. Неужели сегодняшний день не исчерпал свои сюрпризы? Мне нужно было выяснить, про что говорил монах. На мое удивление, он опередил мои вопросы.
   - Тебе интересна история и ты хочешь видеть останки тех, кто жил тут раньше. Я тебя понимаю. Прежде чем ты уйдешь, я покажу тебе эти развалины. Но ты должен идти туда с именем Господа в сердце.
   Прежде чем пойти куда-то в гору, Йован на минуту зашел в дом. Выйдя, он подошел ко мне и протянул ладонь. На ней лежал маленький деревянный крестик, изумительно вырезанный из разных сортов дерева. Работа большого терпения и мастерства. Я взял крестик и положил его в левый нагрудный карман. Пусть Господь будет поближе к сердцу. Мы быстро зашагали куда-то вверх по склону горы. Путь шел через лес, вдоль обрыва, в котором игриво журчал лесной родничок. Было легко и светло.
   Йован вышагивал так бодро и молодцевато. что я уже минут через десять, отстающий и пристыженный, начал клясться себе, что в ближайшее время запишусь в спортивный клуб и по часу не буду слазить с беговой дорожки. Шли мы не долго - не более минут двадцати. Наконец, вышли из лесу на горный склон, покрытый увядающей травой. Вокруг открывался пейзаж, про который обычно говорят "захватывающий дух". Серые безжизненные горы плотной стеной уходили на север. На их вершинах уже лежал снег. Было торжественно и величаво, как обычно бывает высоко в горах. Воздух заметно похолодел и немного обжигал ноздри. Солнце уже клонилось к западу и совсем не согревало.
   Вершина горы, по которой мы поднимались, нависала прямо над нами и была залита солнечными лучами. Впереди, на каменном выступе, я увидел множество мелких камней, хаотично разбросанных по склону. Мы направились к ним. Только подойдя ближе, я понял, что это развалины какого-то  очень старого сооружения. Какого - я не мог сказать. Сохранился только фундамент - несколько огромных камней-мегалитов, каждый по несколько тонн весом. Они были идеально подогнаны друг к другу. Постройка более всего напоминала круглую башню. Я уже видел такие постройки - на местах старинных иллирийских крепостей. Они сохранились в Черногории, в Боснии и Герцеговине, в Албании.

Я размещу здесь несколько фотографий иллирийских крепостей



Иллирийская крепость Скадар, римская Скутари, турецкая Разафа. Албания, Шкодер, III до н.э. (отсюда)



Она же. Вид изнутри крепости на город Шкодер.



Разница в кладке крепости. Справа внизу - иллирийский период. Слева и сверху - римско-турецкий (фото автора)



Иллирийская крепость Медун. Черногория. III в. до н.э. (фото автора)



Наиболее впечатляющая иллирийская крепость Даорсон. Строительство относится к III в. до н.э. Герцеговина (отсюда)



Крепость Даорсон названа так по иллирийскому племени Даорси.
Они занимали эту территорию с III в. до н.э. по 50 г. до н.э. (отсюда)



Мегалиты крепости Даорсон (отсюда).



Мегалиты крепости Даорсон (отсюда).
Еще больше фотографий можно найти здесь.

Йован остался стоять в стороне от удивительных развалин. Я же, движимый первооткрывательским азартом, обошел камни и увидел чуть внизу круглую площадку, которая могла быть центром этого сооружения. Спрыгнул вниз с высоты двух с половиной метров, направился прямо к ней. Помню, что не дойдя до площадки метров пять, почувствовал, что меня словно легонько ударили в переносицу. В ту же секунду из носа фонтаном брызнула кровь. В глазах потемнело и навалилась такая слабость, что я начал оседать на землю. Оттянув полу свитера, я зажал ей нос. Перед глазами заплясали звездочки и огненные круги. Я не видел куда двигаться - залезть на камни, с которых спрыгнул, я бы не смог. В голове отчетливо пронеслась мысль - нельзя позволить крови литься на землю Откуда она возникла в голове до сих пор не пойму. Я нащупал стену из мегалитов и прижался к ним лбом. Холод должен был остановить кровь. Постепенно темный туман перед глазами рассеялся. Я так и стоял - уткнувшись головой в камень и зажав свитером нос. Вдруг сверху раздался голос.
   - Давай руку!
Я отлетел от камня и не сразу разглядел в темном контуре Йована.
   - Я тебя искал. Тебя не было полчаса. Что ты делал?
Какие полчаса!? Меня не было минут пять от силы. Чего за хрень! Я протянул ему руку и, не отпуская свитера от носа, влез на стенку из двух мегалитов. Увидев мое жалкое положение, Йован схватил меня за локоть и потащил вперед, подальше от камней. Он что-то шептал себе под нос. То ли матерился, то ли молился - я не понял. В лесу мы спустились к роднику и я отмыл лицо от крови. Со свитером дело обстояло хуже. Кровавое пятно на животе ярко иллюстрировало богатую на приключения жизнь черногорского гида.
    Как мы спускались к церкви я не помню. Первое, что осталось в памяти - я сижу прямо на ступеньках дома, а Йован что-то говорит и постоянно меня крестит. Потом он налил мне душистого травяного чаю. А мне все было по фигу. Я сидел и улыбался. Что Йован думает о русских гидах с тех пор, можно только догадываться. Помню, что он проводил меня до дороги, по которой я поднимался к церкви и на которой, я впервые его увидел. Вскоре я уже подходил к женскому монастырю. Почему-то, мне казалось все таким ярким, добрым и ужасно родным. Когда на меня налетел Старший я попытался его обнять. Но он только бегал вокруг меня и орал.
    - Ты чего телефон отключил?! Мы тебе звонили весь день! Тут такое было! Нас монашки выгнали из монастыря, потому что подслушали как мы читали.

Окончание напишу в ближайшем будущем.
Если оно наступит ))
---------------------------------------------------------------
Будущее все-таки наступило ))
Продолжение читай здесь ( 8 часть)

загадки Черногории, Черногория, иллирийцы, конец света, путешествие

Previous post Next post
Up